Именно такой вопрос (дословно) был мне задан по электронке одним, видимо, не совсем грамотным, молодым человеком. Ответ на вопрос, собственно, и побудил меня написать краткое руководство по применению Закона «О защите прав потребителей» (далее для краткости – «ЗоЗПП») применительно к автомобилям.
Итак, все мы, автомобилисты, в свете ЗоЗПП, являемся потребителями. Закон гласит следующее:
«потребитель – гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности».
То есть, если мы купили грузовик и осуществляем на нем предпринимательскую деятельность – про ЗоЗПП можно забыть. Будем считать, что автомобиль куплен именно для лично-семейно-домашних нужд.
Какие же права даёт нам Закон, как потребителям?
1. Право на просвещение в области защиты прав потребителей.
2. Право на качество товара (в нашем случае – автомобиля).
3. Право на безопасность товара.
4. Право на ремонт и техническое обслуживание товара.
5. Право на необходимую и достоверную информацию об изготовителе (продавце) и о товаре.
6. Право на возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков товара, на неустойку за неисполнение законного требования потребителя и компенсацию морального вреда.
Итак, мы купили автомобиль, и полагаем, что нарушено наше право на качественный товар – он имеет недостатки. Смотрим определения Закона:
«недостаток товара – несоответствие товара или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию»
Строго говоря, под это определение попадает любое несоответствие приобретенного автомобиля целям, для которых он приобретается. Какая цель приобретения автомобиля? Беспрепятственно перемещаться в пространстве, я полагаю. Ну и с некоторым комфортом. То есть, если автомобиль неисправен – это недостаток. Если какие-то проблемы с лакокрасочным покрытием (явление, кстати, довольно частое не только для отечественного автопрома, но и для иномарок) – это тоже недостаток.
В соответствии со статьёй 18 ЗоЗПП потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:
1) потребовать замены на товар этой же марки (модели);
2) потребовать замены на такой же товар другой марки (модели) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
3) потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
4) потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
5) отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
Но с автомобилем (даже некачественным) есть одна проблема: он является технически сложным товаром (Постановление Правительства РФ от 10.11.2011 № 924), а в отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе предъявить требования 1),2) и 5) только в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара.
По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:
1. обнаружение существенного недостатка товара;
2. нарушение установленных ЗоЗПП сроков устранения недостатков товара;
3. невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
Определение «существенный недостаток» дано в преамбуле ЗоЗПП и конкретизировано в пункте 13 Постановления Пленума ВС РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей». Согласно указанному Постановлению, под существенным недостатком товара, при возникновении которого наступают правовые последствия, предусмотренные статьёй 18 ЗоЗПП, следует понимать:
а) неустранимый недостаток товара;
б) недостаток товара, который не может быть устранен без несоразмерных расходов;
в) недостаток товара, который не может быть устранен без несоразмерной затраты времени;
г) недостаток товара (работы, услуги), выявленный неоднократно;
д) недостаток, который проявляется вновь после его устранения.
Итак, потребитель считает, что недостаток имеет место и является существенным. Обращается к продавцу с требованием о замене / возврате денег. Что делает продавец? Правильно, отказывает. Говорит, что недостатка нет. Или есть, но несущественный. Или вообще ничего не говорит.
Что дальше? Претензия и обращение в суд, ибо, согласно статье 17 ЗоЗПП защита прав потребителей осуществляется судом. При этом с продавца, помимо удовлетворения требований потребителя, будут взысканы неустойка (1 % от цены товара за каждый день просрочки), штраф (50 % от суммы, присужденной в пользу потребителя), причиненный вследствие недостатков товара вред (если таковой имеет место), убытки и компенсация морального вреда.
В конечном счёте, как правило, существенность недостатка, а значит и наличие оснований для обмена автомобиля либо возврата уплаченных за него денег определяется судом, исходя из особенностей товара, цены товара, иных его свойств. Ну и, конечно, дать объективную оценку всем обстоятельствам дела крайне затруднительно без судебной автотехнической экспертизы (и правильных вопросов эксперту).
Напоследок несколько примеров из судебной практики. Недостаток был признан существенным и, как следствие, были удовлетворены исковые требования потребителя в следующих случаях:
1. Нахождение автомобиля в ремонте свыше установленного законом срока (Определение Санкт-Петербургского городского суда № 33-15458/2013, Апелляционное определение Московского городского суда от 22.04.2013 по делу № 11-12088, Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 17.05.2012 по делу № 33-4613/2012).
2. Производственные дефекты лакокрасочного покрытия, нарушение заводской технологии окраски автомобиля (Апелляционное определение Московского областного суда по делу № 33-1045/13,27484/12, Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 11.02.2013 по делу № 33-1360/2013, Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 28.08.2012 по делу № 33-6097/2012).
Справедливости ради, следует отметить, что есть и противоположные решения: дефект лакокрасочного покрытия не может быть отнесен к существенному дефекту, поскольку является устранимым (Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 12.02.2013 по делу № 33-246/2013, Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 23.10.2012 по делу № 10803/12).
3. Нехарактерные для нормальной эксплуатации автомобиля шумы в ходовой части (Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 23.05.2013 по делу № 33-5717/2013).
4. Автомобиль был подвержен ремонтному наружному окрашиванию кузова и кузовных элементов, а продавец о данных фактах потребителя не уведомил (Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 02.04.2013 по делу № 33-3982/2013, Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 08.02.2013 по делу № 33-676/13).
5. Возгорание автомобиля, причиной которого послужила неисправность электрооборудования (Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 30.10.2012 по делу № 33-11024/2012).
Ну и традиционный совет: не занимайтесь самолечением, очень много нюансов при рассмотрении дел этой категории. Обращайтесь к специалистам, ведь при удовлетворении заявленных требований стоимость услуг адвоката будет взыскана с ответчика.
Поделиться с друзьями: