Статья была написана по заказу редактора одного из медицинских журналов, но по неизвестным причинам осталась невостребованной. Поскольку актуальность соглашения на сегодняшний день утрачена, публикую её на своём сайте.
Изменения в законодательство, связанные с использованием телемедицинских технологий в медицине (вступили в силу с 1 января этого года), открыли широкие возможности для медицинских организаций. Так, на рынке уже предлагаются аппаратно-программные комплексы для дистанционного прохождения предрейсовых медицинских осмотров. При этом разработчики утверждают, что работа оборудования полностью соответствует требованиям законодательства. Так ли это? Попробуем разобраться.
Нормативно-правовая база проведения предрейсовых осмотров
Методика проведения предрейсовых медицинских осмотров регулируется:
- Приказ Минздрава России от 15.12.2014 № 835н «Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров»;
- Приказ Минздравсоцразвития РФ от 27.01.2006 № 40 «Об организации проведения химико-токсикологических исследований при аналитической диагностике наличия в организме человека алкоголя, наркотических средств, психотропных и других токсических веществ»;
- Письмо Минздрава РФ от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств», которым утверждены методические рекомендации «Об организации проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств».
Так, осмотры проводятся медицинскими работниками, имеющими высшее или среднее профессиональное образование, медицинской организацией либо медицинским работником, состоящим в штате работодателя. Наличие лицензии на осуществление данного вида медицинской деятельности является обязательным!
В соответствии с Приказом Минздрава России от 11.03.2013 № 121н работы (услуги) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым) являются самостоятельным видом медицинской деятельности.
Для осуществления осмотра должно быть выделено специальное помещение, оснащённое следующим оборудованием и мебелью:
- кушетка медицинская;
- письменный стол, стулья, настольная лампа, шкаф для одежды, вешалка для верхней одежды, напольный коврик, сейф;
- прибор для определения артериального давления - 2 шт., термометр - 3 шт., стетофонендоскоп - 2 шт.;
- прибор для определения паров спирта в выдыхаемом воздухе - 2 шт.;
- алкометр, экспресс-тесты на алкоголь и наркотики. Постоянный запас в количестве: алкометры - 2 шт., экспресс-тесты на наркотики - 10 шт.;
- столик для медицинского оборудования - 1 шт.;
- шпатели медицинские - 10 шт.;
- сумка с набором медикаментов для оказания неотложной медицинской помощи - 1 шт.;
- оборудованная комната для отбора биологических сред.
Порядок проведения осмотра:
1) сбор жалоб, визуальный осмотр, осмотр видимых слизистых и кожных покровов, общая термометрия, измерение артериального давления на периферических артериях, исследование пульса;
2) выявление признаков опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), остаточных явлений опьянений, включая проведение лабораторных и инструментальных исследований:
ü количественного определения алкоголя в выдыхаемом воздухе;
ü определения наличия психоактивных веществ в моче при наличии признаков опьянения и отрицательных результатах исследования выдыхаемого воздуха на алкоголь.
По результатам прохождения медицинского осмотра медицинским работником выносится заключение о:
1) наличии признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения;
2) отсутствии таких признаков.
Основаниями для отстранения от работы водителей, помимо нахождения в состоянии опьянения, являются также:
- наличие симптомов острого заболевания или обострения хронического заболевания;
- повышение или урежение частоты сердечных сокращений и изменения артериального давления выше или ниже уровней, характерных для осматриваемого водителя.
Нормативно-правовая база телемедицины
Применение телемедицинских технологий регулируется:
- Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 № 242-ФЗ);
- Приказом Минздрава России от 30.11.2017 № 965н «Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий».
В качестве целей применения телемедицинских технологий в оказании медицинской помощи при дистанционном взаимодействии медицинских работников с пациентами в данных нормативных актах указаны:
а) профилактика, сбор, анализ жалоб пациента и данных анамнеза, оценка эффективности лечебно-диагностических мероприятий, наблюдение за состоянием здоровья пациента;
б) принятие решения о необходимости проведения очного приема врача.
То есть, медицинскую помощь с применением телемедицинских технологий в полном объёме, т.е. без «живого» общения пациента с врачом, получить невозможно. Дистанционно можно проконсультировать и осуществить коррекцию назначенного лечения лишь при условии установления диагноза и назначения лечения на очном приеме. Наблюдение за состоянием здоровья пациента с применением телемедицинских технологий назначается лечащим врачом также после очного приема.
При этом медицинская помощь с применением телемедицинских технологий (как и без их применения) оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи, а также только по видам работ (услуг), которые указаны в выданной организации лицензии на осуществление медицинской деятельности.
Насколько соответствует действующему законодательству проведение дистанционного осмотра?
Медицинские осмотры, согласно 323-ФЗ, являются самостоятельным видом медицинской деятельности наравне с перечисленными в Приказе Минздрава от 30.11.2017 № 965н видами медицинской помощи, при оказании которых могут использоваться телемедицинские технологии. Но медицинские осмотры в этот перечень не входят. С некоторой оговоркой отдельные манипуляции в рамках процедуры дистанционного осмотра можно отнести только к такому виду помощи, как медицинское наблюдение за состоянием здоровья пациента.
Таким образом, проведение дистанционного предрейсового медицинского осмотра водителей с помощью телемедицинских технологий удаленным способом в полном объёме действующим законодательством не допускается. Дистанционно можно осуществлять только отдельные манипуляции (визуальный осмотр, общая термометрия, измерение артериального давления, исследование пульса, определение наличия алкоголя в выдыхаемом воздухе). При этом осмотр кожных покровов, состояния слизистых глаз и склер, состояния зрачков и их реакции на свет посредством видеосвязи уже представляется затруднительным.
По моему мнению, ситуацию может исправить приказ Минздрава, регламентирующий проведение предрейсовых осмотров с использованием телемедицинских технологий. По информации из прессы, работа над таким приказом сейчас ведётся. После его принятия проведение дистанционного осмотра станет легитимным.
И в заключение хочу напомнить, чтонарушение установленного порядка проведения обязательных предрейсовых или послерейсовых медицинских осмотров, согласно статье 11.32 Кодекса об административных правонарушениях РФ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей, а на юридических лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.