+7 (982)348-66-72
г. Челябинск, ул. Елькина, д. 76, офис 420
9.00 - 17.00 по предварительной записи

Хорошая новость для тех, кто согласен оплачивать услуги адвоката "по результату"!

Иски о защите прав пациентов теперь можно подать без предварительной оплаты стоимости моих услуг, экспертизы, иных расходов.

Оплата - после взыскания заявленных сумм с ответчика, в процентном отношении (конкретные цифры согласовываются с инвестором).

Выезд в любой город!

Подробности

 Новый вариант оплаты

Оплатить мои услуги по представлению интересов в суде общей юрисдикции по гражданским делам и делам об административных правонарушениях теперь можно ещё одним способом: за участие в одном судебном заседании - от 5 000 в зависимости от сложности дела. 

Список сообщений по тегам

Здравствуйте Александр Геннадьевич! Мне 64 года, болят колени уже лет 10. Обращалась в поликлинику - прописали безбаливающее и уколы. Увидела по телевизору рекламу медицинского центра "***" (название обезличено), обещали помочь и вылечить. Опоатила более 100 тысяч а результата нет. Боли как были, так и остались. Теперь говорят: чтобы был результат нужно еще курс процедур пройти. Денег нет, так им и сказала, я пенсионерка. Предлагают - берите кредит, тут же и оформим. Можно ли вернуть деньги за лечение? Спасибо. Людмила Семеновна, Челябинская область

Добрый день, Людмила Семеновна. К сожалению, Вы не оставили контакты, и я не могу с Вами связаться. Напишите мне на электронную почту (адрес вверху страницы) и приложите сканы документов (договора, плана лечения, медкнижки, чеков на оплату). Попробую помочь с возвратом денег.

К сожалению, вернуть оплату по договору не всегда возможно. Но если было нарушено Ваше право на информацию, либо медицинские услуги оказаны не в соответствии с порядками, стандартами и клиническими рекомендациями, - такой вариант возможен. В любом случае нужно изучать документы.

 Верховный Суд недавно вынес Определение от 5 августа 2019 г. № 303-ЭС19-11529, согласно которому если в ИДС не указаны характер и объем обследования, лечения, манипуляций, операций и т. д., то такой документ не может быть расценен, как дача информированного добровольного согласия гражданина на медицинское вмешательство и свидетельствует об отсутствии такого согласия.

Напомню: согласно статье 20 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» дача информированного добровольного согласия:

1) является необходимым предварительным условием медицинского вмешательства;

2) осуществляется на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о:

- целях, методах оказания медицинской помощи;

- связанном с ними риске;

- возможных вариантах медицинского вмешательства;

- его последствиях;

- о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.

И если при разрешении судебного спора будет установлено, что оформленное информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство не доказывает предоставление пациенту полной и достоверной информации, указанной выше,  суд признает, что медицинская организация нарушила право пациента (он же потребитель) на получение информации об услуге. 

Врачи удивляются, когда я говорю: 90 % ИДС составлены (и оформлены) неправильно. Как так, мы ведь используем рекомендованную форму (а то и утвержденную Минздравом). А вот так! Идеальное ИДС, которое на 100 % защитит от претензий пациента, составить невозможно, как и идеальный договор на оказание медицинских услуг. Но даже если юрист учтет все (или почти все) ситуации, которые могут возникнуть, остается еще один немаловажный момент: ИДС нужно правильно оформить. А вот это медработники делать как раз и не любят, упрекая юристов в том, что их заставляют писать бумажки, в то время, как им нужно лечить людей. Как будто им на первом курсе меда не говорили для кого пишется история болезни…. 

ИДС вообще довольно загадочный документ, а если относиться к нему наплевательски – ещё и опасный. К примеру, изучаю меддокументацию по иску об оказании некачественной медицинской услуги в стоматологии. В деле есть ИДС на оказание терапевтической помощи, ИДС на ортодонтическое лечение… а на хирургическое нет! А два зуба удалили… Кому руководитель клиники должен сказать «спасибо» за взысканную в пользу пациента сумму? 

Давайте не будем забывать: ИДС должно соответствовать не только статье 20 Федерального закона № 323-ФЗ, но и статьям 9 и 10 Закона «О защите прав потребителей», ибо пациент у нас еще и потребитель. И в суде по спору о качестве и безопасности медицинской услуги, я, к примеру, обязательно обращу внимание суда на этот момент. И вот уже на горизонте видны компенсация морального вреда по ЗоЗПП и штраф в размере 50 % от взысканной суммы. 

Есть и хорошая новость. Для пациентов. Та самая, которая плохая для медиков. ИДС может стать ключевым доказательством по иску к медицинской организации. И его отсутствие либо некорректное заполнение почти всегда расценивается экспертами, как дефект качества медицинской помощи.

Большинство вопросов, связанных с восстановлением нарушенных прав при оказании некачественной медицинской помощи, связаны с алгоритмом действий. Другими словами, с чего следует начинать защиту своих нарушенных прав. Мои коллеги обычно советуют обратиться в прокуратуру, Роспотребнадзор, Минздрав субъекта и другие контролирующие органы. Давайте разберёмся, насколько это оправдано.

 

Первое, что следует усвоить – доказательства по делам о врачебных ошибках собрать трудно, а в некоторых случаях – практически невозможно. Пример: если действовать в интересах своего умершего родственника, который не дал при жизни согласие на передачу ему сведений, составляющих врачебную тайну. Но медицинское учреждение обязано раскрывать такую информацию по запросу органов дознания и следствия, прокурора и суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством.

 

Таким образом, первое, что я рекомендую сделать (после запроса в медучреждение о предоставлении копий и выписок из медицинских документов, отражающие состояние здоровья пациента, а также подтверждающих факт оказания медицинской услуги) – написать заявление в правоохранительные органы. В зависимости от обстоятельств дела – по статьям:

- ч. 2 ст. 118 УК (причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности);

- ч. 2 ст. 109 УК (причинение смерти по неосторожности);

- ч. 1 или 2 ст. 124 УК (неоказание помощи больному);

- ч. 2 ст. 293 УК (халатность).

 

В рамках доследственной проверки будут опрошены лица, имеющие отношение к оказанию медицинской услуги ненадлежащего качество, а если повезёт – будет назначена судебно-медицинская экспертиза. По результатам проверки будет возбуждено уголовное дело, либо в возбуждении будет отказано. Отказ при необходимости можно обжаловать, а «отказное» постановление можно будет использовать при подготовке иска в порядке гражданского судопроизводства. Кроме того, с материалами проверки (заключение эксперта, копии медицинских документов, объяснения врачей) можно ознакомиться и снять копии.

 

Вторым способом добывания доказательств по делам о врачебных ошибках по праву можно назвать экспертизу качества медицинской помощи в страховой компании (если лечение было в рамках ОМС). Заявление в страховую компанию или территориальный фонд обязательного медицинского страхования можно подать параллельно с заявлением в правоохранительные органы. Результаты рассмотрения жалобы по итогам экспертизы качества медицинской помощи направляются в адрес заявителя.

 

Третий способ – досудебная экспертиза. Требует значительных временных и денежных затрат, поэтому рекомендую его в последнюю очередь, если другие способы доказывания себя не оправдали. Но даже и в этом случае лучше ограничиться, к примеру, заключением специалиста – ответчик, скорее всего, будет ходатайствовать о назначении судебной экспертизы.

 

Далее, когда мы собрали доказательственную базу, которая позволяет говорить о дефекте медицинской помощи, рекомендую направить в медицинское учреждение претензию. Что это даст: если доказательства убедительны, а юрист больницы достаточно квалифицирован и имеет влияние на руководство – есть шанс урегулировать спор в досудебном порядке. Второй момент: если претензия не будет удовлетворена добровольно, суд взыщет с ответчика штрафные санкции согласно законодательству о защите прав потребителей, действие которого распространяется на медицинские услуги.

 

И наконец – исковое заявление. К его подготовке следует подойти творчески, любые шаблоны и советы из Интернета (включая эту статью) могут порой больше навредить, чем помочь. Или тогда нужно изучать теорию, включая такие тонкости, как предмет и основание иска, теорию доказывания (в том числе – распределение бремя доказывания между сторонами) и прочие процессуальные тонкости. Даже опытные процессуалисты иногда промахиваются с предметом иска, кругом лиц, участвующих в деле и подсудностью (говорю, в том числе, и на своём примере).

 

Дальше – суд принимает исковое заявление к производству, назначает судебное заседание, удовлетворяет ходатайства сторон (в том числе – о назначении экспертизы), и выносит решение. Решение обычно не нравится одной из сторон (а бывает, что и обеим), поэтому обжалуется в суде апелляционной и кассационной инстанции. Затем – решение исполняется.

 

Как видим, процесс сложный и длительный, всех тонкостей, разумеется, ни в этой статье, ни даже в толстом учебнике охватить не получится. Судебная практика по «медицинским» делам, мягко говоря, неоднозначная. Пример – размер компенсации морального вреда колеблется от нескольких тысяч до нескольких миллионов рублей (максимальная сумма, по моей информации, составляет 17 миллионов рублей).

 

Вывод – лучше обратиться к профессионалам. Услуги юристов и адвокатов по медицинским делам недёшевы, но всегда можно найти устраивающий обе стороны вариант оплаты, вплоть до привлечения судебных инвесторов. Хуже будет, если попытаться выиграть дело самостоятельно, порой обращаются слишком поздно и уже ничем нельзя помочь.

 

Остались вопросы? Обращайтесь по телефону 8-982-348-66-72 или электронной почте mup_lex@mail.ru, буду рад помочь.