Большинство вопросов, связанных с восстановлением нарушенных прав при оказании некачественной медицинской помощи, связаны с алгоритмом действий. Другими словами, с чего следует начинать защиту своих нарушенных прав. Мои коллеги обычно советуют обратиться в прокуратуру, Роспотребнадзор, Минздрав субъекта и другие контролирующие органы. Давайте разберёмся, насколько это оправдано.
Первое, что следует усвоить – доказательства по делам о врачебных ошибках собрать трудно, а в некоторых случаях – практически невозможно. Пример: если действовать в интересах своего умершего родственника, который не дал при жизни согласие на передачу ему сведений, составляющих врачебную тайну. Но медицинское учреждение обязано раскрывать такую информацию по запросу органов дознания и следствия, прокурора и суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством.
Таким образом, первое, что я рекомендую сделать (после запроса в медучреждение о предоставлении копий и выписок из медицинских документов, отражающие состояние здоровья пациента, а также подтверждающих факт оказания медицинской услуги) – написать заявление в правоохранительные органы. В зависимости от обстоятельств дела – по статьям:
- ч. 2 ст. 118 УК (причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности);
- ч. 2 ст. 109 УК (причинение смерти по неосторожности);
- ч. 1 или 2 ст. 124 УК (неоказание помощи больному);
- ч. 2 ст. 293 УК (халатность).
В рамках доследственной проверки будут опрошены лица, имеющие отношение к оказанию медицинской услуги ненадлежащего качество, а если повезёт – будет назначена судебно-медицинская экспертиза. По результатам проверки будет возбуждено уголовное дело, либо в возбуждении будет отказано. Отказ при необходимости можно обжаловать, а «отказное» постановление можно будет использовать при подготовке иска в порядке гражданского судопроизводства. Кроме того, с материалами проверки (заключение эксперта, копии медицинских документов, объяснения врачей) можно ознакомиться и снять копии.
Вторым способом добывания доказательств по делам о врачебных ошибках по праву можно назвать экспертизу качества медицинской помощи в страховой компании (если лечение было в рамках ОМС). Заявление в страховую компанию или территориальный фонд обязательного медицинского страхования можно подать параллельно с заявлением в правоохранительные органы. Результаты рассмотрения жалобы по итогам экспертизы качества медицинской помощи направляются в адрес заявителя.
Третий способ – досудебная экспертиза. Требует значительных временных и денежных затрат, поэтому рекомендую его в последнюю очередь, если другие способы доказывания себя не оправдали. Но даже и в этом случае лучше ограничиться, к примеру, заключением специалиста – ответчик, скорее всего, будет ходатайствовать о назначении судебной экспертизы.
Далее, когда мы собрали доказательственную базу, которая позволяет говорить о дефекте медицинской помощи, рекомендую направить в медицинское учреждение претензию. Что это даст: если доказательства убедительны, а юрист больницы достаточно квалифицирован и имеет влияние на руководство – есть шанс урегулировать спор в досудебном порядке. Второй момент: если претензия не будет удовлетворена добровольно, суд взыщет с ответчика штрафные санкции согласно законодательству о защите прав потребителей, действие которого распространяется на медицинские услуги.
И наконец – исковое заявление. К его подготовке следует подойти творчески, любые шаблоны и советы из Интернета (включая эту статью) могут порой больше навредить, чем помочь. Или тогда нужно изучать теорию, включая такие тонкости, как предмет и основание иска, теорию доказывания (в том числе – распределение бремя доказывания между сторонами) и прочие процессуальные тонкости. Даже опытные процессуалисты иногда промахиваются с предметом иска, кругом лиц, участвующих в деле и подсудностью (говорю, в том числе, и на своём примере).
Дальше – суд принимает исковое заявление к производству, назначает судебное заседание, удовлетворяет ходатайства сторон (в том числе – о назначении экспертизы), и выносит решение. Решение обычно не нравится одной из сторон (а бывает, что и обеим), поэтому обжалуется в суде апелляционной и кассационной инстанции. Затем – решение исполняется.
Как видим, процесс сложный и длительный, всех тонкостей, разумеется, ни в этой статье, ни даже в толстом учебнике охватить не получится. Судебная практика по «медицинским» делам, мягко говоря, неоднозначная. Пример – размер компенсации морального вреда колеблется от нескольких тысяч до нескольких миллионов рублей (максимальная сумма, по моей информации, составляет 17 миллионов рублей).
Вывод – лучше обратиться к профессионалам. Услуги юристов и адвокатов по медицинским делам недёшевы, но всегда можно найти устраивающий обе стороны вариант оплаты, вплоть до привлечения судебных инвесторов. Хуже будет, если попытаться выиграть дело самостоятельно, порой обращаются слишком поздно и уже ничем нельзя помочь.
Остались вопросы? Обращайтесь по телефону 8-982-348-66-72 или электронной почте mup_lex@mail.ru, буду рад помочь.