+7 (982)348-66-72
г. Челябинск, ул. Елькина, д. 76, офис 420
9.00 - 17.00 по предварительной записи

Хорошая новость для тех, кто согласен оплачивать услуги адвоката "по результату"!

Иски о защите прав пациентов теперь можно подать без предварительной оплаты стоимости моих услуг, экспертизы, иных расходов.

Оплата - после взыскания заявленных сумм с ответчика, в процентном отношении (конкретные цифры согласовываются с инвестором).

Выезд в любой город!

Подробности

 Новый вариант оплаты

Оплатить мои услуги по представлению интересов в суде общей юрисдикции по гражданским делам и делам об административных правонарушениях теперь можно ещё одним способом: за участие в одном судебном заседании - от 5 000 в зависимости от сложности дела. 

Список сообщений по тегам

 

Нередко одним из исковых требований в суде становится требование о взыскании с ответчика компенсации морального вреда. Заявляю такие требования и я, когда характер иска позволяет это сделать. И, поскольку в прессе часто фигурируют многомиллионные суммы исков, доверители рассчитывают на получение сумм с пятью-шестью нулями. Обосновано ли это? Попробуем разобраться.

 

1. В каких случаях суд взыскивает компенсацию морального среда?

 

Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом (статья 151 Гражданского кодекса).

 

3. По каким категориям исков можно заявить такое требование?

 

Как уточнил Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 20.12.1994 № 10, моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с:

  • утратой родственников;
  • невозможностью продолжать активную общественную жизнь;
  • потерей работы;
  • раскрытием семейной, врачебной тайны;
  • распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина;
  • временным ограничением или лишением каких-либо прав;
  • физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья;
  • в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий.

 

По всем этим категориям дел возможно заявление требования о возмещении морального вреда.

 

Кроме того, можно отметить:

  • трудовые споры, связанные с незаконными увольнением, переводом на другую работу, необоснованным применением дисциплинарного взыскания, отказом в переводе на другую работу в соответствии с медицинскими рекомендациями и т.п.;
  • иски потерпевших в дорожно-транспортном происшествии;
  • споры, вытекающие из нарушения прав потребителя;
  • споры о защите интеллектуальных прав;
  • гражданские иски по уголовным делам, когда моральный вред причинен потерпевшему преступными действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага;
  • иски, связанные с незаконным привлечением к уголовной и административной ответственности.

 

Особо стоит упомянуть иски о причинении вреда здоровью (наступлении смерти) в результате оказания медпомощи, даже если отсутствует прямая причинно-следственная связь между неправомерными действиями причинителя вреда и наступившими вредными последствиями.

 

3. На какую сумму можно рассчитывать?

 

Каких-то четких методических рекомендаций (к примеру, за легкий вред здоровью – столько-то тысяч, за средней тяжести – столько-то и т.д.) нет. Практика судов также неоднородна. В похожих ситуациях (к примеру, в связи с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшего по уголовному делу) может быть разными судами взыскано и сто тысяч, и пятьсот. Не добавляет ясности и позиция Верховного Суда:

при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред;

при этом суд не связан той величиной компенсации, на которой настаивает истец, а исходит из требований разумности, справедливости и соразмерности компенсации последствиям нарушения, то есть из основополагающих принципов, предполагающих баланс интересов, соответствие поведения участников правоотношений принятым в обществе нормам поведения.

 

Поэтому никогда нельзя с уверенностью сказать, какую сумму взыщет суд.

 

4. Кто ответчик по иску?

 

Ответчиком по иску будет лицо, причинившее вред. Также нужно отметить, что одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законом.

Например, когда:

  • вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности;
  • вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ;
  • вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию

 

5. Есть ли исковая давность?

 

Если требование о компенсации морального вреда вытекает из нарушения личных неимущественных прав и других нематериальных благ, то на него в силу статьи 208 Гражданского кодекса РФ исковая давность не распространяется.

 

6. Какие документы нужно приложить к иску?

 

Все, которые доказывают перенесенные истцом физические и нравственные страдания и их степень. Это может быть медицинская документация, заключение специалиста или эксперта, свидетельские показания.

 

Рекомендую отнестись к доказыванию со всей серьезностью, ибо обычно истцы вообще не утруждают себя сбором доказательств, полагая, что факт страданий сам собой разумеется. Это не так, и даже если основания для взыскания компенсации морального вреда (например, по «потребительским» спорам), при отсутствии доказательств взысканная сумма будет совсем небольшой.

 

Как и при каких условиях можно оформить необходимые документы о дорожно-транспортном происшествии без вызова сотрудников ГИБДД ("европротокол"). 

При подготовке видео были использованы материалы с сайта Российского Союза Автостраховщиков.

 

 С 1 августа 2014 года вступила в силу статья 11.1 Закона «Об ОСАГО», регламентирующая порядок оформления документов о ДТП без участия сотрудников полиции (так называемый «европротокол»). Изменения существенные, хотелось бы остановиться на них подробнее.

 

Первое, что следует знать, прибегая к такому способу оформления ДТП: в результате размер страховой выплаты «за железо» не превысит 50 тысяч рублей (за исключением ДТП на территориях городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Московской области, Ленинградской области). При этом предъявить страховщику дополнительные требования о возмещении вреда, причиненного транспортному средству в результате ДТП, Вы не вправе.

 

Далее. Такое оформление возможно в случае наличия одновременно следующих обстоятельств:

а) ДТП произошло в результате взаимодействия двух транспортных средств, гражданская ответственность владельцев которых застрахована;

б) в результате ДТП вред причинен только этим двум транспортным средствам;

в) у участников ДТП нет разногласий по обстоятельствам ДТП, а также характеру и переченю видимых повреждений транспортных средств, и все обстоятельства зафиксированы в извещении о ДТП, бланк которого заполнен водителями.

 

То есть, ключевым документом является бланк извещения о ДТП, который в двух экземплярах заполняется водителями, причастными к ДТП, и направляется ими в свои страховые компании в течение пяти рабочих дней со дня ДТП. Потерпевший направляет свой экземпляр бланка извещения о ДТП вместе с заявлением о прямом возмещении убытков.

 

Далее, по требованию страховщиков водители обязаны представить свои транспортные средства для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы в течение пяти рабочих дней со дня получения такого требования от страховой компании. Кроме того, водители не должны приступать к ремонту или утилизации транспортных средств до истечения 15 календарных дней (за исключением нерабочих праздничных дней) со дня дорожно-транспортного происшествия без наличия согласия страховой компании в письменной форме.

 

Ну, с новым порядком разобрались, теперь закономерный вопрос: оно нам надо?

 

Я вот, например, навскидку не смогу оценить повреждения. Царапина на крыле, скажем, у «Лексуса» сколько стоит? Казалось бы, в 50 тысяч должны уложиться. Но после того, как я сам видел отчёт независимого оценщика, согласно которому за две помятые кузовные детали (дверь и крыло) BMWX5 насчитано 137 тысяч рублей плюс УТС….. А судебная практика такова: возмещение ущерба, превышающего страховую выплату (в нашем случае – 50 000 рублей), возлагается на причинителя вреда. То есть, ошибся в оценке – плати из своего кармана (если виновник).

 

Второй момент. Отсутствие разногласий по поводу того, кто виноват в ДТП. Если бесспорные случаи и бывают, то нечасто. Можно попробовать выйти на «обоюдку». Но категорично вину признавать я бы в любом случае не советовал. С другой стороны, если второй участник вину признаёт – почему бы и нет?

 

Ну и третий момент – заполнение этого замечательного бланка извещения о ДТП. Приходилось, всю голову изломал, пока заполнил. В условиях стресса, связанного с ДТП, то ещё испытание. А с учётом того, что страховые компании ищёт любой формальный повод для отказа в выплате, совсем тоскливо.

 

Что в итоге можно посоветовать? Оформлять ДТП без вызова сотрудников целесообразно, если по каждому пункту ответ утвердительный:

1. Второй участник согласен на такое оформление и признаёт себя виновным.

2. Повреждения совершенно точно не превышают 50 000 рублей.

3. Вы способны правильно заполнить бланк извещения о ДТП. Как это сделать – можно посмотреть здесь и здесь.

 

Если нет – лучше всё же дождаться ДПС.

07.07.2014
07.07.2014

Машина оформлена на КАСКО, ТРЕСНУЛО ЛОБОВОЕ СТЕКЛО, для замены его страховщики просят заявление со свидетельством от сотрудников ДПС и объяснением: типа возле полка ДПС встань, вызови ментов и пусть оформляют. . Имеют ли они на это право

В первую очередь нужно смотреть правила страхования своей компании. Как правило, в случае повреждения одного элемента остекления кузова представление документов из компетентных органов не требуется.
Но даже если этого условия в правилах страхования нет – следовать такому совету не стоит, поскольку в Уголовном Кодексе есть статья 159.5, предусматривающая уголовную ответственность за мошенничество в сфере страхования, то есть хищение чужого имущества путем обмана относительно наступления страхового случая.

Как следует квалифицировать обгон, если он начат на прерывистой линии разметки, а закончен через сплошную?


Практика по этому вопросу неоднозначная.
С одной стороны, часть 4 статьи 12.15 КоАП РФ предусматривает ответственность именно за выезд на полосу, предназначенную для встречного движения. Кроме того, горизонтальная разметка 1.1 (сплошная линия), согласно Приложению 2 к ПДД, обозначает границы проезжей части, на которые запрещен въезд.
С другой стороны, согласно пункту 8 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.15 КоАП РФ образует движение по дороге с двусторонним движением в нарушение требований дорожного знака 3.20 "Обгон запрещен" и (или) дорожной разметки 1.1.
Вероятнее всего, инспектор в такой ситуации составит протокол по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ, а судья вынесет постановление о признании водителя виновным.
Поэтому, если водитель начал обгон и для него стала очевидной невозможность завершения маневра до начала сплошной линии, лучше вернуться на свою полосу.


Будут ли применяться какие-либо санкции к водителю, если он совершил обгон тихоходного транспортного средства в зоне действия знака «обгон запрещен», в случае если на обгоняемом транспортном средстве отсутствует знак о тихоходном транспортном средстве?


В соответствии с Приложением 1 к Правилам дорожного движения, в зоне действия знака 3.20 «Обгон запрещен» запрещается обгон всех транспортных средств, кроме тихоходных транспортных средств, гужевых повозок, мопедов и двухколесных мотоциклов без коляски.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18 водитель не может быть привлечен к административной ответственности за бездействие собственника или владельца тихоходного транспортного средства, не установившего на этом транспортном средстве соответствующий опознавательный знак, следовательно, такой обгон не может быть квалифицирован по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ.
Соответственно, если нет других нарушений (например – превышения скорости движения), санкции к водителю применяться не должны.
А вот действия водителя, совершившего в зоне действия знака 3.20 обгон транспортного средства, двигавшегося со скоростью не более тридцати километров в час, но не являющегося тихоходным, подлежат квалификации по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ.


Подскажите, могу ли я совсем не показывать никаких документов ИДПС, которые находятся не на стационарном посту?


В соответствии с Приказом МВД России от 02.03.2009 N 185 (п. 63) остановка для проверки документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров, допускается только на стационарных постах ДПС.
То есть, не на стационарном посту остановить водителя для проверки документов инспектор не вправе. Но есть ещё 9 причин для остановки, в числе которых, к примеру, наличие оснований полагать, что транспортное средство находится в розыске.
И, если уж Вас остановили, в силу пункта 2.1.1. Правил дорожного движения Вы обязаны по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки водительское удостоверение, документы на автомобиль, страховой полис и, в установленных случаях, иные документы.

Машина изготовлена в ноябре 2011 года, куплена в феврале 2012. Страховая компания отказывает в оформлении полиса ОСАГО без диагностической карты. Законно ли это, если машина в эксплуатации всего 2 года?

В силу статьи 15 Федерального закона «Об ОСАГО» для заключения договора обязательного страхования страхователь представляет страховщику, в числе прочих документов, диагностическую карту, содержащую сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств.
Исключение – случаи, когда транспортное средство не подлежит техническому осмотру или его проведение не требуется.
В соответствии с законодательством о техническом осмотре в отношении легковых автомобилей не требуется проведение технического осмотра в первые три года, включая год выпуска. То есть исчисление трёхлетнего срока идёт не с года начала эксплуатации, а с года выпуска.
В Вашем случае этот срок истёк, требование страховой компании правомерно.


Попал в ДТП. Страховая компания по ОСАГО выплатила сумму, в 3 раза меньшую, чем необходимо для ремонта. Организация предлагает выкупить долг за 50% от суммы невыплаты. Какие проблемы могут быть?

При грамотном оформлении договорных отношений (заключении договора цессии) проблем возникнуть не должно. Если же договор не заключается, а просто предлагают Вам оформить доверенность с правом получения денежных средств, я бы не рекомендовал соглашаться.
Кроме того, в результате удовлетворения исковых требований помимо невыплаченной суммы со страховой компании может быть взыскана утрата товарной стоимости (если машине не более 5 лет) и неустойка по закону об ОСАГО в размере одной семьдесят пятой ставки рефинансирования Центрального банка. Если обратиться к юристу или адвокату, Вы получите всю эту сумму, а стоимость юридических услуг будет взыскана с ответчика.
Что для Вас лучше: получить некоторую сумму прямо сейчас, или значительно большую, но через несколько месяцев – решать Вам.

В феврале 2013 года купили в автосалоне машину. Буквально через неделю перестала заводиться. На эвакуаторе увезли в сервис, по гарантии неисправность устранили. Через 10 дней снова не заводится. Устранили. И так восемь раз за год, всего машина находилась в ремонте больше полутора месяцев, поменяли половину мотора, и снова в ремонте. Могу ли я обменять её на исправную?


В соответствии с Законом о защите прав потребителей автомобиль, как и любой товар, в случае обнаружения недостатков может быть по требованию потребителя заменён на исправный.
Но, поскольку автомобиль – технически сложный товар, такое требование по истечении 15 дней с даты покупки подлежит удовлетворению в одном из следующих случаев:
• во-первых, обнаружение существенного недостатка товара;
• во-вторых, нарушение установленных Законом сроков устранения недостатков товара;
• в-третьих, невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

В Вашем случае можно выдвинуть требование о замене автомобиля на автомобиль этой же марки или другой марки с соответствующим перерасчетом покупной цены как в связи с существенным недостатком, так и в связи с невозможностью использования более тридцати дней в течение года.
На мой взгляд, второй вариант предпочтительнее, так как для определения, является ли недостаток существенным, необходима экспертиза, а со сроками все и так понятно.
Порядок действий такой: после ремонта отказываетесь забрать автомобиль и подаёте претензию с требованием о его замене. Если продавец отвечает отказом или вообще не отвечает – обращаетесь в суд. 

1. Немедленно остановиться, включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки. Не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.
2. Если есть пострадавшие – принять меры для оказания им первой помощи, вызвать «Скорую», в экстренных случаях отправить их в больницу, вернуться на место ДТП.
3. Освободить проезжую часть, если движение невозможно, предварительно зафиксировав в присутствии свидетелей положение ТС, следы и предметы, относящиеся к ДТП, принять меры к их сохранению и организации объезда места ДТП.
4. Сообщить о случившемся в полицию (номер 102 или 112), записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников полиции.
5. Заполнить Извещение о ДТП (прилагается к полису ОСАГО), один экземпляр забрать себе, другой отдать второму участнику ДТП.
6. После оформления ДТП проверить правильность заполнения справки о ДТП: Ваше ФИО, данные Вашего автомобиля, номер полиса ОСАГО других участников ДТП, проверить описание всех видимых повреждений, попросить сотрудника дописать фразу «Возможны скрытые повреждения».
7. На месте ДТП сотрудник ГИБДД должен выдать справку о ДТП (приложение к Приказу № 154) и копию протокола об АП, если вина не оспаривается - копию Постановления по делу об АП. Даже если виновник – не Вы, эти документы может запросить страховая компания.
8. Немедленно уведомить страховую компанию о наступлении страхового случая.
9. По ОСАГО: в кратчайший срок, но не позднее 15 рабочих дней после ДТП представить в страховую компанию извещение о ДТП с приложением справки о ДТП и других необходимых документов. По КАСКО: смотрите правила своей СК.
10. Снимайте копии со всех документов, переданных в СК!