+7 (982)348-66-72
г. Челябинск, ул. Елькина, д. 76, офис 420
9.00 - 17.00 по предварительной записи

Хорошая новость для тех, кто согласен оплачивать услуги адвоката "по результату"!

Иски о защите прав пациентов теперь можно подать без предварительной оплаты стоимости моих услуг, экспертизы, иных расходов.

Оплата - после взыскания заявленных сумм с ответчика, в процентном отношении (конкретные цифры согласовываются с инвестором).

Выезд в любой город!

Подробности

 Новый вариант оплаты

Оплатить мои услуги по представлению интересов в суде общей юрисдикции по гражданским делам и делам об административных правонарушениях теперь можно ещё одним способом: за участие в одном судебном заседании - от 5 000 в зависимости от сложности дела. 

Статьи и видеоматериалы

 Адвокаты, если очень схематично, бывают двух видов: по соглашению и по назначению. Условно говоря, «платные» и «бесплатные». Хотя второе не совсем верно: если адвокат участвует в следственных действиях или судебном разбирательстве по назначению, расходы на оплату его труда действительно компенсируются за счет средств федерального бюджета. Однако, эти выплаты относятся к процессуальным издержкам, и могут быть взысканы судом с осужденного. Так что «бесплатный» адвокат не совсем «бесплатный».

 

Итак, предположим, что у некоего гражданина возникла необходимость в услугах адвоката. Возникла она в связи с тем, что гражданин (бывает и такое) получил статус подозреваемого в уголовно-процессуальном смысле. Иными словами, в отношении него возбуждено уголовное дело. Ситуация серьёзная: в нашем правовом государстве процент оправдательных приговоров приближается к статистической погрешности, то есть, из подозреваемого легко можно стать осужденным. Надежда одна – адвокат.

 

Защитник, в качестве которого в уголовном судопроизводстве, как правило, выступает адвокат, как следует из статьи 49 УПК, лицо, осуществляющее в установленном порядке защиту прав и интересов подозреваемых и обвиняемых и оказывающее им юридическую помощь при производстве по уголовному делу. Допускается к участию в уголовном деле практически с первых же процессуальных действий в отношении доверителя. В теории. Но на практике первичные действия (именуемые «опросом», «беседой», «допросом в качестве свидетеля… пока») следователи предпочитают проводить без адвоката. Важно запомнить: НИКАКИХ ПОКАЗАНИЙ БЕЗ УЧАСТИЯ ЗАЩИТНИКА! Как там в американских фильмах: «Я не буду разговаривать без своего адвоката»?

 

Далее. Откуда адвокат берётся? Два варианта: либо защитника приглашает сам подозреваемый (обвиняемый) или его родственники (если он, не к нам будь сказано, содержится под стражей), либо его назначает дознаватель (следователь). Во втором случае – это и есть «бесплатный» адвокат.

 

Вот на этом этапе, этапе принятия решения (заключить соглашение или воспользоваться услугами адвоката по назначению), важно не допустить ошибку. Безусловно, качество юридической помощи не должно зависеть от того, работает адвокат по соглашению или по назначению. Думаю, здесь будет уместно процитировать Кодекс профессиональной этики адвоката: «Обязанности адвоката, установленные действующим законодательством, при оказании им юридической помощи бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством, или по назначению органа дознания, органа предварительного следствия или суда не отличаются от обязанностей при оказании юридической помощи за гонорар» (ст. 10 КПЭА). Но это – теория… На практике следователю гораздо легче воздействовать на защитника, которого сам же следователь и назначил (и будет подписывать постановление на оплату), чем на действительно независимого адвоката.

 

Кроме того, бюджет защиты не ограничиваются только гонораром адвоката. Оплаты могут потребовать эксперты и специалисты, за консультацию, чтобы определить целесообразность назначения экспертизы, к примеру. Транспортные и накладные расходы, которые адвокату по соглашению будут оплачены, по назначению возместить затруднительно. А это существенно: можно послать адвокатский запрос и ждать ответа, а можно съездить за пару сотен километров и получить доказательство лично. В результате – защита по соглашению даёт больше шансов на успех в рамках выбранной позиции защиты.

 

А деньги… спросите человека, осужденного к реальному сроку заключения, во сколько тысяч рублей он оценит каждый год «за решёткой»? Сколько он готов заплатить, чтобы ему назначили условное наказание, чтобы остаться на свободе? А возможно, такой шанс был. Если бы он не понадеялся на «бесплатного» адвоката.

 

Воистину: скупой платит дважды.

 Меня постоянно спрашивают по телефону: «Вы автоюрист?». Я обычно отвечаю: «Нет. Лучше. Я – автоадвокат». Почему адвокат лучше, чем «просто юрист», и так ли это – тема сегодняшней статьи.

 

Ну, во-первых, определимся, что есть такое «юрист». Очевидно, это человек с юридическим образованием (не обязательно высшим) и каким-то опытом работы. По крайней мере, хочется в это верить. Хотя ничего не мешает обычному гражданину, не обременённому юридическим образованием, зарегистрировать ООО, назвать его «Самый Лучший Юрист» и оказывать юридические услуги населению (и таких случаев много). Каким будет качество услуг – другой вопрос. Проверить, «попробовать на зуб» юридические услуги до их оказания, к сожалению, невозможно.

 

Кто такой адвокат? Это юрист:

1. Имеющий высшее образование, полученное по аккредитованной образовательной программе, либо ученую степень по юридической специальности.

2. Имеющий стаж работы по юридической специальности не менее двух лет.

3. Не признанный недееспособным или ограниченно дееспособным.

4. Не имеющий непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления.

5. Успешно сдавший квалификационный экзамен в адвокатской палате (445 вопросов по всем отраслям права, от семейного до международного).

Это – требования Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», и любой адвокат им соответствует.

 

Далее. Адвокат имеет значительно больше полномочий по сравнению с «просто юристом», он может самостоятельно собирать доказательства, направлять адвокатские запросы, опрашивать свидетелей. В качестве защитника по уголовному делу допускаются только адвокаты (за некоторым исключением). Наконец, адвокат обязан хранить адвокатскую тайну, к которой относятся любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю.

 

Одним словом, кому как – а мне выбор очевиден. Не хочу обидеть и принизить достоинства своих коллег-юристов (к числу которых относился и сам до получения статуса адвоката), но без рекомендаций друзей и знакомых, которые уже успешно работали с конкретным юристом, лучше всё же обратиться к адвокату. Именно адвокат при прочих равных условиях с большей вероятностью окажет именно квалифицированную юридическую помощь, как и указано в законе «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ».

 С 1 августа 2014 года вступила в силу статья 11.1 Закона «Об ОСАГО», регламентирующая порядок оформления документов о ДТП без участия сотрудников полиции (так называемый «европротокол»). Изменения существенные, хотелось бы остановиться на них подробнее.

 

Первое, что следует знать, прибегая к такому способу оформления ДТП: в результате размер страховой выплаты «за железо» не превысит 50 тысяч рублей (за исключением ДТП на территориях городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Московской области, Ленинградской области). При этом предъявить страховщику дополнительные требования о возмещении вреда, причиненного транспортному средству в результате ДТП, Вы не вправе.

 

Далее. Такое оформление возможно в случае наличия одновременно следующих обстоятельств:

а) ДТП произошло в результате взаимодействия двух транспортных средств, гражданская ответственность владельцев которых застрахована;

б) в результате ДТП вред причинен только этим двум транспортным средствам;

в) у участников ДТП нет разногласий по обстоятельствам ДТП, а также характеру и переченю видимых повреждений транспортных средств, и все обстоятельства зафиксированы в извещении о ДТП, бланк которого заполнен водителями.

 

То есть, ключевым документом является бланк извещения о ДТП, который в двух экземплярах заполняется водителями, причастными к ДТП, и направляется ими в свои страховые компании в течение пяти рабочих дней со дня ДТП. Потерпевший направляет свой экземпляр бланка извещения о ДТП вместе с заявлением о прямом возмещении убытков.

 

Далее, по требованию страховщиков водители обязаны представить свои транспортные средства для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы в течение пяти рабочих дней со дня получения такого требования от страховой компании. Кроме того, водители не должны приступать к ремонту или утилизации транспортных средств до истечения 15 календарных дней (за исключением нерабочих праздничных дней) со дня дорожно-транспортного происшествия без наличия согласия страховой компании в письменной форме.

 

Ну, с новым порядком разобрались, теперь закономерный вопрос: оно нам надо?

 

Я вот, например, навскидку не смогу оценить повреждения. Царапина на крыле, скажем, у «Лексуса» сколько стоит? Казалось бы, в 50 тысяч должны уложиться. Но после того, как я сам видел отчёт независимого оценщика, согласно которому за две помятые кузовные детали (дверь и крыло) BMWX5 насчитано 137 тысяч рублей плюс УТС….. А судебная практика такова: возмещение ущерба, превышающего страховую выплату (в нашем случае – 50 000 рублей), возлагается на причинителя вреда. То есть, ошибся в оценке – плати из своего кармана (если виновник).

 

Второй момент. Отсутствие разногласий по поводу того, кто виноват в ДТП. Если бесспорные случаи и бывают, то нечасто. Можно попробовать выйти на «обоюдку». Но категорично вину признавать я бы в любом случае не советовал. С другой стороны, если второй участник вину признаёт – почему бы и нет?

 

Ну и третий момент – заполнение этого замечательного бланка извещения о ДТП. Приходилось, всю голову изломал, пока заполнил. В условиях стресса, связанного с ДТП, то ещё испытание. А с учётом того, что страховые компании ищёт любой формальный повод для отказа в выплате, совсем тоскливо.

 

Что в итоге можно посоветовать? Оформлять ДТП без вызова сотрудников целесообразно, если по каждому пункту ответ утвердительный:

1. Второй участник согласен на такое оформление и признаёт себя виновным.

2. Повреждения совершенно точно не превышают 50 000 рублей.

3. Вы способны правильно заполнить бланк извещения о ДТП. Как это сделать – можно посмотреть здесь и здесь.

 

Если нет – лучше всё же дождаться ДПС.

В последнее время водители сталкиваются не только с отказами и невыплатами страховых компаний, но и с их внезапным банкротством и отзывом лицензий. В связи с этим у них возникает закономерный вопрос: на что рассчитывать и куда обращаться в случае возникновения права на выплату по ОСАГО?

 

Статья 18 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – «Закон «Об ОСАГО») устанавливает порядок осуществления компенсационных выплат.

Компенсационная выплата в счет возмещения вреда, причиненного имуществу потерпевшего, производится, если:

  • к страховщику применена процедура банкротства;
  • у страховщика отозвана лицензия на осуществление страховой деятельности.

Компенсационная выплата в счет возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего, дополнительно к вышеуказанному осуществляется в случаях:

  • неизвестности лица, ответственного за причиненный потерпевшему вред;
  • отсутствия у причинителя вреда полиса ОСАГО.

 

Согласно статье 19 Закона «Об ОСАГО»  компенсационные выплаты осуществляются профессиональным объединением страховщиков, действующим на основании учредительных документов и в соответствии с Федеральным законом. Таким профессиональным объединением является Российский Союз Автостраховщиков (РСА). Адрес РСА: 115093, г. Москва, ул. Люсиновская, д. 27, стр. 3, телефон Управления по работе с обращениями граждан (495) 771-69-44 д. 630, 562, 157.

 

Размер компенсационных выплат:

  • в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, в размере не более 160 тысяч рублей;
  • в части возмещения вреда, причиненного имуществу нескольких потерпевших, в размере не более 160 тысяч рублей;
  • не более 120 тысяч рублей при причинении вреда имуществу одного потерпевшего.

При этом указанные компенсационные выплаты уменьшаются на сумму, равную сумме произведенного СК и (или) причинителем вреда частичного возмещения вреда.

 

Чтобы получить компенсационную выплату, нужно обратиться в информационный центр РСА, страховую организацию, являющуюся действительным членом РСА, непосредственно в РСА, его представительства в Федеральных округах, заполнить заявление установленного образца и приложить к нему все необходимые документы. Перечень этих документов, а также порядок осуществления компенсационных выплат можно узнать в информационном центре РСА, в страховых компаниях, на сайте РСА http://www.autoins.ru а также по круглосуточно работающему телефону Информационного центра РСА 8-800-200-22-75 

 

 Коротко напомню обязанности потерпевшего при ДТП:

 1. После ДТП при первой возможности уведомить страховщика о наступлении страхового случая.

 2. В кратчайший срок, но не позднее 15 рабочих дней после ДТП, направить в страховую компанию заявление о страховой выплате, приложив к нему справку о ДТП, заполненное извещение о ДТП, копии протокола об административном правонарушении, постановление по делу об административном правонарушении или определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, а также иные документы в обоснование своего требования о возмещении причиненного вреда.

 3. Представить поврежденный автомобиль или его остатки для проведения осмотра и (или) организации независимой экспертизы (оценки).

 4. Страховая компания обязана рассмотреть заявление в течение 30 дней с даты их получения, составить акт о страховом случае, принять решение об осуществлении страховой выплаты либо направить в письменном виде извещение о полном или частичном отказе в страховой выплате с указанием причин отказа.

 Это – в теории. На практике всё сложнее. Любой повод используется для отказа в выплате, затягивания выплаты либо её занижения. И в этом нет ничего удивительного – страховой бизнес построен на том, чтобы денег собирать больше, а выплачивать – меньше.

 Но у Вас есть шанс получить всё, что положено по закону!

 Как? Я специально для тех, кто не согласен со страховым произволом, подготовил алгоритм поведения при общении со страховой компанией.

 

Что делать дальше? Идти к юристам?

Не обязательно. Можно выиграть суд со страховой компанией самостоятельно.

Как? Смотри здесь 

 Сегодня поговорим про уголовную ответственность за нарушение Правил дорожного движения. Этой теме посвящена статья 264 Уголовного кодекса, и она достойна того, чтобы привести её здесь целиком:

Статья 264. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств
1. Нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, -
наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет или без такового.
2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, -
наказывается принудительными работами на срок до трех лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет.
3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть человека, -
наказывается принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет.
4. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть человека, -
наказывается лишением свободы на срок до семи лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет.
5. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, -
наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет.
6. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, -
наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до девяти лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет.
Примечание. Под другими механическими транспортными средствами в настоящей статье понимаются троллейбусы, а также трактора и иные самоходные машины, мотоциклы и иные механические транспортные средства.

То есть, для привлечения к уголовной ответственности по этой статье, необходимо, чтобы:
1. Водитель нарушил ПДД или правила эксплуатации ТС.
2. В результате был причинён тяжкий вред здоровью либо наступила смерть человека либо нескольких человек.
3. Последствия (тяжкий вред здоровью или смерть) должны быть в причинной связи с нарушением ПДД (правил эксплуатации ТС).
Ну и, если выражаться научным языком, субъективная сторона преступления характеризуется неосторожностью. То есть, умысла у водителя на причинение вреда (смерти) быть не должно.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.08.2007 № 522, квалифицирующими признаками тяжкого вреда, причиненного здоровью человека, являются:
• вред, опасный для жизни человека;
• потеря зрения, речи, слуха либо какого-либо органа или утрата органом его функций;
• прерывание беременности;
• психическое расстройство;
• заболевание наркоманией либо токсикоманией;
• неизгладимое обезображивание лица;
• значительная стойкая утрата общей трудоспособности не менее чем на одну треть;
• полная утрата профессиональной трудоспособности;
Степень тяжести вреда определяется судебно-медицинской экспертизой.

По делам данной категории, как правило, назначается также автотехническая экспертиза. Её цель – определение состояния транспортного средства и исправности отдельных его частей, механизмов и узлов, установления механизма дорожно-транспортного происшествия, исследования технической возможности предотвращения ДТП. Могут быть также назначены судебно-химическая, трасологическая, комплексная экспертизы и следственный эксперимент.

Позиция защиты по делам этой категории полностью зависит от обстоятельств дела. Не принимая во внимание случай, когда подозреваемый (обвиняемый) полностью признаёт свою вину, можно выделить следующие основные варианты позиции:
1. Отрицание факта нарушения доверителем ПДД либо правил эксплуатации транспортного средства (вариант – доказывание грубой неосторожности потерпевшего).

2. Отрицание причинной связи последствий ДТП с допущенными доверителем нарушениями ПДД либо правил эксплуатации транспортного средства (вариант – доказывание причинной связи последствий ДТП с нарушениями, допущенными потерпевшим).

3. Доказывание отсутствия у доверителя технической возможности предотвратить дорожно-транспортное происшествие.

4. Действия доверителя в состоянии крайней необходимости (причиненный вред менее значительный, чем предотвращенный).

Следует отметить, что в рамках любой позиции защиты, особое внимание следует уделить на процессуальные документы: являются ли они допустимыми доказательствами? В первую очередь это касается протокола осмотра места происшествия. Он производится, как правило, не следователем, а сотрудниками ГИБДД, иногда в отсутствие понятых. Как следствие, последующая экспертиза не даст однозначного ответа по обстоятельствам ДТП. А неустранимые сомнения в виновности, как известно каждому, толкуются в пользу подсудимого.

Ну и несколько советов водителям, которым грозит привлечение к уголовной ответственности:
1. Признание вины – прямой путь к обвинительному приговору. Если по обстоятельствам ДТП не исключается тяжкий вред здоровью другого водителя или пассажиров (в том числе – и Ваших), в объяснениях не следует признавать факт нарушения ПДД. Причиной ДТП могут быть множество факторов: от нарушения ПДД самим пострадавшим до дорожных условий и действий третьих лиц.
Не поддавайтесь на уговоры сотрудников и других участников ДТП, не признавайте вину. Ни на месте ДТП, ни в объяснениях по делу, ни на допросе.
2. Не забывайте про статью 51 Конституции: никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников. Если есть сомнения – ссылайтесь на эту статью и отказывайтесь от дачи показаний, по крайней мере – до консультации с адвокатом.
3. Выплата каких-либо денежных сумм потерпевшему обоснована только в рамках соответствующей позиции защиты. Передача денег потерпевшему в возмещение расходов на лечение или в качестве компенсации морального вреда – только после консультации с адвокатом.

 Анализ практики по «пьяным» статьям.

Выдалась мне как-то пара часов свободного времени в офисе, и решил я потратить их с пользой. Изучить практику судов субъектов по «алкогольно-лишенческим» статьям КоАП: 12.8, 12.26, ну и часть 3 ст. 12.27 для комплекта. Проанализировать, так сказать, на предмет оснований, по которым можно надеяться на прекращение дела. С учётом всё ужесточающейся позиции судов по отношению к «лишенцам».
Не секрет ведь, что в среде юристов, специализирующихся на «автоделах», давно ходят страшные байки про секретные установки «сверху» для мировых судей: лишать по «пьяным» статьям всех без исключения, невзирая на процессуальные нарушения и фактические обстоятельства. Более того, по слухам, в некоторых субъектах мировых судей, прекративших «алкогольные» дела иначе, чем за истечением сроков привлечения (а иногда – и «по срокам»), лично вызывает к себе председатель / заместитель председателя областного суда и задаёт страшный вопрос: «Сколько взял за прекращение?».
Но это только слухи, как вы все прекрасно понимаете. Потому, что судьи у нас независимы и подчиняются только Конституции и федеральному закону (ст. 120 Конституции).
Но вернёмся к основаниям для прекращения производства по делу об административном правонарушении. Тем, которые применяются в практике автоюристами, активно обсуждаются в Интернете, и тем из них, которые действительно работают.

1. На первом месте по праву способ, который условно называется «соскочить по срокам».
Заключается в следующем: под различными предлогами (не успел ознакомиться с делом, хочу воспользоваться правом на помощь защитника, заболел, уехал в командировку, etc) судья вынужден постоянно откладывать судебные заседания, пока не истечёт срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьёй 4.5 КоАП.
Справедливости ради, стоит отметить, что подавляющее большинство прекращений судами субъекта происходят именно за истечением срока привлечения к ответственности. Поэтому доморощенные «автоюристы» в течение долгого времени этим активно пользовались.
Только вариант этот, к сожалению, уже не работает. С 1 сентября 2013 года срок давности привлечения к административной ответственности по «пьяным» статьям (12.8, 12.26 и ч. 3 ст. 12.27) увеличен до одного года.

2. Далее по количеству отмен следует «ненадлежащее извещение».
Согласно выбранной в этом случае стратегии гуру автоюризма рекомендуют пациенту не получать никакие заказные письма, приходящие на его имя. Дескать, ты не уведомлен о дате судебного заседания, лишат без тебя, а мы потом отменим в надзоре, ибо нарушено право на защиту.
По количеству прекращений ненадлежащее извещение, действительно, стоит на втором месте. Только всё не так просто, как кажется.
Пункт 6 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» позволяет судье осуществлять извещение участвующих в деле лиц с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью посредством СМС-сообщения). Сам неоднократно встречал в материалах дела написанные от руки бумажки, озаглавленные «телефонограмма». Порой их признают надлежащим извещением.
Можно добавить ещё, что неявка за почтовым отправлением и его возврат в связи с истечением сроков хранения также приравнивается судами к надлежащему извещению.
Резюме: этот метод по-прежнему работает, но никаких гарантий нет, и его применение требует серьёзных знаний и практического опыта.

3. Процессуальные нарушения.
Наиболее перспективный и наименее предсказуемый вариант позиции по делу. Логика здесь простая: процессуальные документы, полученные с нарушением закона, являются недопустимыми доказательствами.
Перечислю основные нарушения:
• понятые не присутствовали при совершении процессуальных действий;
• лицу, привлекаемому к административной ответственности, свидетелям, понятым не разъяснены их процессуальные права;
• прибор, которым проведено освидетельствование, более года не проходил метрологическую поверку;
• отсутствуют основания для направления на медицинское освидетельствование;
• медицинское освидетельствование проведено врачом, не имеющим удостоверения о прохождении профильного обучения.
Судьи, к сожалению, выработали адекватный ответ на большинство таких нарушений: права могут разъяснить в судебном заседании, принять письменные объяснения понятых и свидетелей без разъяснения прав, наконец, написать в постановлении «вина подтверждается тем, вот этим, и другими доказательствами» или «такой-то наличие состояния опьянения не оспаривал, с нарушением согласился».
Резюме: это лотерея. Даже при явных нарушениях надзорная инстанция может не усмотреть оснований для отмены. Кроме того, скоро участие понятых не будет обязательным.

4. «Транспортным средством не управлял».
Стратегия в следующем: никуда не ехал, сидел в машине на пассажирском сидении (иногда – двигатель завёл, чтобы согреться), состояние алкогольного опьянения не отрицаю.
Что удивительно, иногда срабатывает. Например, если в материалы дела будут представлены доказательства того, что автомобиль был неисправен и просто не мог двигаться самостоятельно.
Резюме: необходимо определение относимых и допустимых доказательств и приобщение их к материалам дела. Разумеется, мы не берём в расчёт ситуацию, когда инспекторы и понятые в один голос подтвердят в судебном заседании, что автомобиль таки двигался и страдалец был за рулём.

5. Неустранимые сомнения.
Казалось бы, безусловное основание для прекращения: в силу статьи 1.5 КоАП неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. А противоречия в показаниях и материалах дела имеют место практически всегда (инспектор говорит, что понятые были, а «лишенец» – что нет).
К сожалению, несмотря на то, что никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу (статья 26.11 КоАП), отдельные разновидности доказательств таки имеют большую силу для судов. Про знаменитые фразы «у суда нет основания не доверять сотрудникам» и «показания такого-то являются средством уйти от ответственности» даже говорить не хочется.
Резюме: опять-таки лотерея. Но если грамотно замотивировать свою позицию, обосновав не только относимость и допустимость «своих» доказательств, но и недопустимость «чужих», шанс на победу есть.

Так можно ли выигрывать дела «алкогольно-лишенческой» направленности? И каков универсальный рецепт выигрыша?

К сожалению, такого универсального рецепта нет и не может быть, если не считать банальный совет «не нарушать». Да, такие дела выигрываются. Но это – скорее исключение, чем правило. Есть дела изначально безнадёжные. Есть дела, которые можно «вытянуть». Но никогда это не бывает просто, и не стоит заниматься «самолечением» – обращайтесь к профессионалам.
Не всякому юристу и даже «автоюристу» под силу добиться прекращения производства по делу. Нужна огромная работа, не только анализ материалов дела и практики (в том числе – по конкретному судебному участку), но и психологическая подготовка самого потенциального лишенца и свидетелей со стороны защиты. И заключается она не в том, чтобы «научить их плохому». Поверьте, судьи прекрасно знают, когда человек даёт правдивые показания, а когда – нет. Здесь другое: сказать то, что нужно и не сказать лишнего. Да и в зале суда с людьми иногда происходят поразительные перемены: порой разговорчивый и где-то даже развязный человек, попав на свидетельскую трибуну, не может выдавить из себя ни слова.
В общем, выход один: кропотливая индивидуальная работа профессионала по каждому случаю. И стратегия с тактикой должны каждый раз разрабатываться индивидуально, с учётом обстоятельств конкретного дела, типовые варианты (в том числе – изложенные выше) не работают без их творческого применения.

 Именно такой вопрос (дословно) был мне задан по электронке одним, видимо, не совсем грамотным, молодым человеком. Ответ на вопрос, собственно, и побудил меня написать краткое руководство по применению Закона «О защите прав потребителей» (далее для краткости – «ЗоЗПП») применительно к автомобилям.

Итак, все мы, автомобилисты, в свете ЗоЗПП, являемся потребителями. Закон гласит следующее:
«потребитель – гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности».
То есть, если мы купили грузовик и осуществляем на нем предпринимательскую деятельность – про ЗоЗПП можно забыть. Будем считать, что автомобиль куплен именно для лично-семейно-домашних нужд.

Какие же права даёт нам Закон, как потребителям?
1. Право на просвещение в области защиты прав потребителей.
2. Право на качество товара (в нашем случае – автомобиля).
3. Право на безопасность товара.
4. Право на ремонт и техническое обслуживание товара.
5. Право на необходимую и достоверную информацию об изготовителе (продавце) и о товаре.
6. Право на возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков товара, на неустойку за неисполнение законного требования потребителя и компенсацию морального вреда.

Итак, мы купили автомобиль, и полагаем, что нарушено наше право на качественный товар – он имеет недостатки. Смотрим определения Закона:
«недостаток товара – несоответствие товара или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию»
Строго говоря, под это определение попадает любое несоответствие приобретенного автомобиля целям, для которых он приобретается. Какая цель приобретения автомобиля? Беспрепятственно перемещаться в пространстве, я полагаю. Ну и с некоторым комфортом. То есть, если автомобиль неисправен – это недостаток. Если какие-то проблемы с лакокрасочным покрытием (явление, кстати, довольно частое не только для отечественного автопрома, но и для иномарок) – это тоже недостаток.

В соответствии со статьёй 18 ЗоЗПП потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:
1) потребовать замены на товар этой же марки (модели);
2) потребовать замены на такой же товар другой марки (модели) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
3) потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
4) потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
5) отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

Но с автомобилем (даже некачественным) есть одна проблема: он является технически сложным товаром (Постановление Правительства РФ от 10.11.2011 № 924), а в отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе предъявить требования 1),2) и 5) только в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара.
По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:
1. обнаружение существенного недостатка товара;
2. нарушение установленных ЗоЗПП сроков устранения недостатков товара;
3. невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

Определение «существенный недостаток» дано в преамбуле ЗоЗПП и конкретизировано в пункте 13 Постановления Пленума ВС РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей». Согласно указанному Постановлению, под существенным недостатком товара, при возникновении которого наступают правовые последствия, предусмотренные статьёй 18 ЗоЗПП, следует понимать:
а) неустранимый недостаток товара;
б) недостаток товара, который не может быть устранен без несоразмерных расходов;
в) недостаток товара, который не может быть устранен без несоразмерной затраты времени;
г) недостаток товара (работы, услуги), выявленный неоднократно;
д) недостаток, который проявляется вновь после его устранения.

Итак, потребитель считает, что недостаток имеет место и является существенным. Обращается к продавцу с требованием о замене / возврате денег. Что делает продавец? Правильно, отказывает. Говорит, что недостатка нет. Или есть, но несущественный. Или вообще ничего не говорит.

Что дальше? Претензия и обращение в суд, ибо, согласно статье 17 ЗоЗПП защита прав потребителей осуществляется судом. При этом с продавца, помимо удовлетворения требований потребителя, будут взысканы неустойка (1 % от цены товара за каждый день просрочки), штраф (50 % от суммы, присужденной в пользу потребителя), причиненный вследствие недостатков товара вред (если таковой имеет место), убытки и компенсация морального вреда.

В конечном счёте, как правило, существенность недостатка, а значит и наличие оснований для обмена автомобиля либо возврата уплаченных за него денег определяется судом, исходя из особенностей товара, цены товара, иных его свойств. Ну и, конечно, дать объективную оценку всем обстоятельствам дела крайне затруднительно без судебной автотехнической экспертизы (и правильных вопросов эксперту).

Напоследок несколько примеров из судебной практики. Недостаток был признан существенным и, как следствие, были удовлетворены исковые требования потребителя в следующих случаях:
1. Нахождение автомобиля в ремонте свыше установленного законом срока (Определение Санкт-Петербургского городского суда № 33-15458/2013, Апелляционное определение Московского городского суда от 22.04.2013 по делу № 11-12088, Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 17.05.2012 по делу № 33-4613/2012).
2. Производственные дефекты лакокрасочного покрытия, нарушение заводской технологии окраски автомобиля (Апелляционное определение Московского областного суда по делу № 33-1045/13,27484/12, Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 11.02.2013 по делу № 33-1360/2013, Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 28.08.2012 по делу № 33-6097/2012).
Справедливости ради, следует отметить, что есть и противоположные решения: дефект лакокрасочного покрытия не может быть отнесен к существенному дефекту, поскольку является устранимым (Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 12.02.2013 по делу № 33-246/2013, Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 23.10.2012 по делу № 10803/12).
3. Нехарактерные для нормальной эксплуатации автомобиля шумы в ходовой части (Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 23.05.2013 по делу № 33-5717/2013).
4. Автомобиль был подвержен ремонтному наружному окрашиванию кузова и кузовных элементов, а продавец о данных фактах потребителя не уведомил (Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 02.04.2013 по делу № 33-3982/2013, Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 08.02.2013 по делу № 33-676/13).
5. Возгорание автомобиля, причиной которого послужила неисправность электрооборудования (Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 30.10.2012 по делу № 33-11024/2012).

Ну и традиционный совет: не занимайтесь самолечением, очень много нюансов при рассмотрении дел этой категории. Обращайтесь к специалистам, ведь при удовлетворении заявленных требований стоимость услуг адвоката будет взыскана с ответчика.

 Уже около года (а в некоторых регионах и дольше) происходит необъявленное противостояние автомобилистов и страховых компаний: первые желают исполнить свою обязанность по страхованию транспортных средств (ОСАГО), а вторые – всячески им в этом препятствуют. То у них бланков нет, то отправляют в другой офис (где тоже нет бланков), то ещё что-то придумывают. Что характерно, если потенциальный страхователь желает помимо ОСАГО ещё что-то застраховать (КАСКО, ДСАГО, жизнь/здоровье/имущество), то бланки волшебным образом находятся.
Картина, что и говорить, не только неприятная, но ещё и противоречащая закону. Контролирующие органы в лице ФАС и РПН в отдельных регионах пытались воздействовать на неразумных страховщиков, но успеха пока не добились. И вот, видимо отчаявшись навести порядок в этой сфере, решили дать водителям добрые советы, как бороться со страховыми компаниями. Типа, «помоги себе сам». Итак:

Минфин издал документ под названием «Информация» (без даты), озаглавленный «ОТВЕТ МИНФИНА РОССИИ ПО ВОПРОСУ ОТКАЗА СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ЗАКЛЮЧАТЬ ДОГОВОРЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И НАВЯЗЫВАНИЯ СТРАХОВЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ СТРАХОВЫХ УСЛУГ ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ ТАКИХ ДОГОВОРОВ».
«В связи с участившимися обращениями граждан» - говорится в преамбуле этого документа, - «Министерство финансов Российской Федерации считает необходимым пояснить следующее». Далее со ссылкой на законодательство разъясняется, почему, собственно, страховые компании сильно не правы, навязывая дополнительные услуги.
Далее дается добрый совет, как поступить в этой непростой ситуации, а именно: страхователь вправе направить выбранному им страховщику соответствующее заявление о заключении договора обязательного страхования (предложение-оферту) по этой форме с приложением всех необходимых документов, предусмотренных пунктом 15 Правил обязательного страхования, а именно:
а) заявление о заключении договора обязательного страхования по форме, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации;
б) документ, удостоверяющий личность (если страхователем является физическое лицо);
в) свидетельство о государственной регистрации юридического лица (если страхователем является юридическое лицо);
г) документ о регистрации транспортного средства, выданный органом, осуществляющим регистрацию транспортного средства (паспорт транспортного средства, свидетельство о регистрации транспортного средства, технический паспорт, технический талон или аналогичный документ);
д) водительское удостоверение или копия водительского удостоверения лица, допущенного к управлению транспортным средством (если договор обязательного страхования будет предусматривать допуск к управлению транспортным средством определенных лиц);
е) диагностическая карта, содержащая сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств.
Указанное предложение-оферту Минфин рекомендует отправлять посредством ФГУП "Почта России" на почтовый адрес страховщика, указанный в страховом полисе обязательного страхования, с уведомлением о вручении почтового отправления.
Далее в Информации разъясняется, что в случае отсутствия в тридцатидневный срок извещения об акцепте, либо направления извещения об отказе от акцепта, либо об акцепте предложения-оферты на иных условиях страхователь вправе обратиться с претензией и приложенными к ней копиями документов, подтверждающими переписку со страховыми организациями и свидетельствующими о признаках нарушения законодательства Российской Федерации в:
Центральный банк Российской Федерации, расположенный по адресу: 107016, г. Москва, ул. Неглинная, д. 12,
Федеральную антимонопольную службу, расположенную по адресу: 123995, г. Москва, Д-242, ГСП-5, Садовая-Кудринская, 11,
Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, расположенную по адресу: 127994, г. Москва, Вадковский пер., д. 18, стр. 5 - 7,
а также в суд для защиты своих прав и интересов.

Федеральная антимонопольная служба тоже не осталась в долгу, выдав сразу две «Информации» (обе от 23 апреля 2014 года). В них разъясняется порядок подачи заявлений, как оснований для возбуждении дел о нарушении антимонопольного законодательства. В частности:
1. В случае если в действиях страховых организаций содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства, можно подать соответствующее заявление в ФАС России или его территориальный орган. В целях оперативного рассмотрения заявления целесообразно подавать его в территориальный орган ФАС России, на территории которого, совершено нарушение страховой организацией.
2. Документом, свидетельствующим о признаках нарушения законодательства в действиях страховых организаций, может быть письменный отказ страховщика от заключения с гражданином договора ОСАГО.
3. Письменный отказ предлагается получить способом, описанным выше (Информация Минфина), т.е. направив заявление о заключении договора ОСАГО (предложение-оферту).

Я очень сомневаюсь, что страховые компании будут направлять письменный отказ, либо в письменной форме навязывать дополнительные услуги. Но точно так же сомневаюсь, что ситуация исправится способом иным, нежели повышение тарифов ОСАГО. Причина проблемы все же кроется в экономических факторах – страховщики уже давно (с их слов) несут огромные убытки по ОСАГО. И государство в очередной раз предлагает нам решать проблемы самостоятельно. Радует, что подробно объясняет, как это сделать.

Пожалуй, половина принятых мной звонков от потенциальных доверителей сводится к одному вопросу (иногда сформулированному не настолько явно): смогу ли я «отмазать» их от лишения права управления?

Может, виной тому агрессивная реклама некоторых коллег, утверждающих, что инспекторы при оформлении всегда допускают ошибки, может – обилие в Интернете материалов а-ля «Как себя вести с инспектором», может просто наивная вера в чудеса. Не знаю. И теряюсь, когда спрашивают о гарантиях или задают вопрос о вероятности (в процентах, понятное дело) положительного исхода. Что тут ответить? Разве что вспомнить анекдот о блондинке, у которой спросили о вероятности встретить на улице динозавра (50 / 50: или встречу – или не встречу).

Как-то не любим мы говорить о том, что с каждым годом остаётся всё меньше и меньше «сравнительно законных» способов прекращать «лишенческие» дела. Взять, к примеру, недавнее увеличение до года срока давности привлечения к административной ответственности по «пьяным» статьям (12.8, 12.26 и ч. 3 ст. 12.27). А ведь именно затягивание рассмотрения (при грамотном его применении) давало подавляющее большинство прекращений!

Тем не менее, на сайтах автоюристов процент выигрышных дел озвучивается, как 60, 70, а иногда и 80 %! Просто чудеса! В сравнительно благополучном 2008 году у организации, где я на тот момент работал, было около 50 % положительных решений по «алкогольным» делам. Но мы не брались за безнадёжные дела! Справедливости ради, их тогда практически и не было: то протокол на старом бланке, то понятых не было (или были, но сотрудники органов), то процедура направления на медосвидетельствование нарушена.

Сейчас всё иначе. Протоколы заполняются правильно, понятые существуют в природе (только в суд по-прежнему приходить не желают), да и судьи занимают более жёсткую позицию по отношению к нашим подзащитным.

Что же, времена автоюристов и автоадвокатов заканчиваются? Не думаю. Просто идёт естественный отбор: уходят с рынка те, кто работал по шаблону, затягивая сроки, например. Остаются настоящие профессионалы, с индивидуальным подходом к каждому случаю, изобретающие, не побоюсь этого слова, креативные способы доказывания позиции. Те, кто ставит себе цель не заработать денег, а действительно помочь, если это конечно возможно в принципе.

Вот я, к примеру, в среднем берусь за одно дело из десяти. В остальных случаях шанс на успех ничтожно мал, а с учётом предсказуемости позиции судей – вообще стремится к нулю. Так и говорю на консультации: на мой взгляд, шансов нет. И деньги тратить незачем, Вам ещё штраф платить, помимо лишения права управления. Кто-то другой говорит, что шанс есть? Обещает «отмазать»? Ваше право – идите к нему. Вы же верите в чудеса!

Не нарушайте!