+7 (982)348-66-72
mup_lex@mail.ru

Хорошая новость для тех, кто согласен оплачивать услуги адвоката "по результату"!

Иски о защите прав пациентов теперь можно подать без предварительной оплаты стоимости моих услуг, экспертизы, иных расходов.

Оплата - после взыскания заявленных сумм с ответчика, в процентном отношении (конкретные цифры согласовываются с инвестором).

Выезд в любой город!

Подробности

 

Советы автоадвоката

Ответы на основные юридические вопросы: права автовладельца и обязанности сотрудников полиции, что делать при ДТП, при составлении протоколов и при освидетельствовании. Считаю, что такой справочный материал должен постоянно быть в «бардачке» у каждого водителя.

 Скачай, распечатай и вози с собой!

Статьи и видеоматериалы

Моё интервью на Вести ФМ - совместный проект портала КлубЭкспертов.рф и радиостанции Вести ФМ.

 

А это - видеовариант

 

Одним из видов административных наказаний, согласно КоАП РФ, является административный арест. Статья 3.9 Кодекса гласит:

Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается (в части нарушений ПДД) на срок до пятнадцати суток. Административный арест назначается судьей.
Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях и не может применяться к:

  • беременным женщинам;
  • женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет;
  • лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет;
  • инвалидам I и II групп;
  • военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам СК, ОВД, органов и учреждений УИС, Государственной противопожарной службы, ФКСН и таможни.

 

Здесь уместно будет перечислить статьи нашей любимой главы 12 Кодекса, санкция которых предусматривает арест в качестве санкции. Это:

1. Статья 12.7 (часть 2): за управление транспортным средством водителем, лишенным права управления, данная норма предусматривает арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от ста до двухсот часов.

2. Статья 12.8 (часть 3): за управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения и не имеющим права управления транспортными средствами либо лишенным права управления транспортными средствами предусмотрен (в качестве одной из возможных санкций) арест на срок от десяти до пятнадцати суток.

3. Статья 12.26 (часть 2):  за невыполнение водителем, не имеющим права управления либо лишенным права управления, законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, судья может назначить арест на срок от десяти до пятнадцати суток.

4. Статья 12.27 (часть 2):  за оставление водителем места ДТП возможно назначение либо лишения права управления на срок от одного года до полутора лет, либо административного ареста на срок до пятнадцати суток.

5. Ну и для любителей не платить штрафы существует часть 1 статьи 20.25: за неуплату в срок административного штрафа можно получить арест на срок до пятнадцати суток (с недавнего времени административный арест не может применяться, если неуплаченный штраф назначен за нарушение, зафиксированное автоматическими средствами фото-и видеофиксации).

 

Собственно, затронуть тему административного ареста меня заставило принятое в декабре 2014 года Постановление Правительства РФ от 12.12.2014 № 1358 «Об утверждении перечня заболеваний, препятствующих отбыванию административного ареста». Как следует из названия, в нём перечислен список заболеваний, наличие любого из которых у водителя исключает применение к нему административного ареста. Думаю, это будет интересно каждому потенциальному арестанту. Просто перечислю эти заболевания:

1. Любые острые инфекционные заболевания в тяжелой стадии и (или) заразные для окружающих

2. Злокачественные новообразования IV стадии

3. Нарушения свертываемости крови и другие геморрагические состояния

4. Сахарный диабет с осложнениями

5. Другие болезни эндокринной системы, расстройств питания и нарушения обмена веществ в тяжелой стадии

6. Психические расстройства и расстройства поведения, требующие оказания экстренной медицинской помощи

7. Эпилепсия, эпилептический статус

8. Другие болезни нервной системы в тяжелой стадии

9. Слепота обоих глаз

10. Болезни кожи, сопровождающиеся генерализованным поражением и (или) тяжелым течением

11. Системные поражения соединительной ткани

12. Любые заболевания, травмы и отравления, требующие оказания экстренной медицинской помощи

13. Инвалиды I группы

 

То есть, если водитель страдает одним из перечисленных заболеваний – административный арест он отбывать не может. В такой ситуации, согласно, статье 32.8 КоАП РФ, исполнение постановления об административном аресте может быть приостановлено на срок до семи суток или прекращено судьей на основании медицинского заключения о наличии у лица, подвергнутого административному аресту, заболевания, травмы или увечья, препятствующих отбыванию административного ареста.

 

Кроме того, исполнение постановления об административном аресте может быть приостановлено или прекращено судьей на основании письменного заявления лица, подвергнутого административному аресту, в случае возникновения исключительных личных обстоятельств (тяжелого заболевания (состояния здоровья), смерти близкого родственника или близкого лица либо чрезвычайной ситуации, причинившей значительный материальный ущерб лицу, подвергнутому административному аресту, или его семье).

 

 

Звучит часть первая этой статьи, если кто не знает, следующим образом:

Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.

 

Многие адвокаты (и я – не исключение) категорически настаивают на том, что при любом общении с сотрудниками правоохранительных органов, как бы оно ни называлось: допрос, опрос, дружеская беседа без протокола, посиделки за чашкой чая НЕ ГОВОРИТЬ ВООБЩЕ НИЧЕГО, ЧТО ВПОСЛЕДСТВИИ МОЖЕТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАНО ПРОТИВ ВАС. Ну, то есть, Ваши данные: ФИО, адрес, место работы – пожалуйста, а вот что-то связанное с информацией о Ваших действиях (и даже мыслях) – только после консультации с адвокатом.

 

Казалось бы, применительно к моей специализации, попал водитель в ДТП (основано, кстати, на реальных событиях). Ситуация очевидная: выезжал с прилегающей дороги, не уступил, создал аварийную ситуацию. Да и инспектор говорит: ты же виноват, ПДД нарушил, будь мужиком – признай вину в протоколе. И здесь возможны два варианта:

 

1. Водитель признаёт вину (он же мужик! надо отвечать за поступки!), пишет в объяснениях «нарушил п. 13.9 ПДД, не убедился в безопасности, вину признаю, раскаиваюсь». Постановление не обжалует (штраф 1 000 рублей, чего уж там!), штраф платит.

А через некоторое время узнаёт, что второй автомобиль получил повреждений на 700 000 рублей больше выплаты страховой компании, и эта сумма в судебном порядке будет взыскана с него, виновника.

Или того хуже – пассажир второго автомобиля получил тяжкие телесные повреждения, и наш герой становится подозреваемым по уголовному делу. Тут он, натурально, обращается к адвокату, тот ходатайствует о проведении автотехнической экспертизы, по результатам оказывается, что второй участник тоже нарушил ПДД, ибо ехал с превышение скорости. А если бы без превышения ехал – имел бы техническую возможность избежать столкновения. Вроде бы, обоюдная вина просматривается. Но судья почему-то иного мнения. И выносит обвинительный приговор, пару лет в колонии-поселении. Хорошо, если условно.

А почему? Да потому, что изначально наш герой вину в ДТП признал. И все дальнейшие показания суд уже расценивает, как способ уйти от ответственности. Есть такая характерная особенность у наших судов – если имело место «чиста сердечное признание», явка с повинной, признательные показания (пусть даже данные в рамках проверки, дела об административном правонарушении, или в отсутствие защитника, что автоматически делает доказательство недопустимым), именно их суд рассматривает, как правдивые, а всё остальное – как способ уйти от ответственности.

 

2. Другой вариант развития событий: в протоколе и объяснениях водитель пишет «ПДД не нарушал, нуждаюсь в помощи защитника». И всё. Потому как неизвестно, какие последствия у ДТП могут быть.

Дальше всё – аналогично. Следствие, экспертиза, видимость, превышение скорости. Шансы на прекращение уголовного дела на досудебной стадии значительно возрастают. Правоохранителям ведь нужно доказать вину, а как это сделать, если второй участник тоже грубо нарушил? И если эксперт пишет в заключении, что при соблюдении вторым участником скоростного режима наш герой успел бы завершить маневр.

Хочется закончить оправдательным приговором, оправданный водитель с адвокатом принимают поздравления, цветы, шампанское, цыгане, медведи. Но, к сожалению, «фантастика в другом отделе (с)». Потому, что на практике, как правило, проходит первый вариант. Не знают водители про 51-ю статью Конституции. Или знают, но не желают нужным ей пользоваться.

 

В заключение хочу привести полный текст так называемого «правила Миранды» (сформулировано в постановлении Верховного суда США 1966 года по делу «Миранда против штата Аризона»), в соответствии с которым полицейский в США в момент задержания обязан сообщить задержанному лицу перечень его прав:

1. Вы имеете право хранить молчание.

2. Все, что Вы скажете, может быть и будет использовано против Вас в суде.

3. Вы имеете право переговорить с адвокатом и право на присутствие адвоката на допросе.

4. Если Вы не можете позволить себе адвоката, он будет предоставлен Вам государством.

 

Прямого действия в Российской Федерации оно не имеет, но аналогичные нормы имеются и в нашем законодательстве. Поэтому выучить и использовать на практике «правило Миранды» может (и должен) каждый водитель. Хотя бы для того, чтобы облегчить работу своему адвокату.

 

С наступающим Новым годом! Не нарушайте!

Как и при каких условиях можно оформить необходимые документы о дорожно-транспортном происшествии без вызова сотрудников ГИБДД ("европротокол"). 

При подготовке видео были использованы материалы с сайта Российского Союза Автостраховщиков.

 

 1. Постановлением Правительства от 24 октября 2014 года № 1097 «О допуске к управлению транспортными средствами» утверждены Правила проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, а также изменения в Правила дорожного движения (вступили в силу 5 ноября 2014 года):

  • проведение экзаменов у лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации, выдача российских национальных и международных водительских удостоверений и обмен иностранных водительских удостоверений осуществляются в подразделениях Госавтоинспекции по месту обращения указанных лиц;
  • проведение экзаменов у лиц, временно проживающих либо временно пребывающих на территории Российской Федерации, выдача российских национальных и международных водительских удостоверений и обмен иностранных водительских удостоверений осуществляются в подразделениях Госавтоинспекции, расположенных в пределах субъекта Российской Федерации, в котором указанные лица временно проживают либо временно пребывают;
  • исключается допуск к экзаменам после самостоятельной подготовки;
  • экзамены состоят из теоретического и практических экзаменов – экзамена по первоначальным навыкам управления транспортным средством и экзамена по управлению транспортным средством в условиях дорожного движения;
  • кандидат в водители, не сдавший один из экзаменов, к следующему экзамену не допускается, повторный экзамен назначается не ранее чем через 7 дней со дня проведения предыдущего;
  • для кандидатов в водители, не сдавших один из экзаменов с третьей и последующих попыток, повторный экзамен назначается не ранее чем через 30 дней;
  • кандидат в водители, сдавший теоретический экзамен, допускается к сдаче практических экзаменов в течение последующих 6 месяцев;
  • лицам, сдавшим экзамены на транспортных средствах с автоматической трансмиссией, российские национальные водительские удостоверения выдаются с проставленной отметкой о праве управления транспортными средствами соответствующей категории или подкатегории только с автоматической трансмиссией.

 

2. Изменения в КоАП, вступающие в силу с 15 ноября 2014 года.

  • скутеры и мопеды теперь являются транспортными средствами со всеми вытекающими последствиями: необходимость получить водительское удостоверение, ответственность за нарушения ПДД и так далее;
  • наказуемым является управление транспортным средством не только с номерными знаками, оборудованными с применением материалов, препятствующих или затрудняющих их идентификацию, но и с видоизмененными номерами, и с номерами, оборудованными с применением устройств или материалов, позволяющих их видоизменить или скрыть;
  • за неуплату в срок штрафа за правонарушение, зафиксированное с применением автоматических средств видеофиксации, теперь не будет применяться наказание в виде административного ареста (только удвоенная сумма неуплаченного штрафа или обязательные работа на срок до 50 часов);
  • стало возможным  совершение процессуальных действий (за исключением личного досмотра) в отсутствие понятых – в случае применения видеозаписи для их фиксации. При этом видеозапись совершения процессуальных действий будет прилагаться к протоколу либо акту, а в самом документе будет делаться соответствующая запись;
  • исключена такая мера обеспечения производства по делу как «запрещение эксплуатации транспортного средства» (реализовывалась путем снятия номеров), однако осталось задержание транспортного средства, то есть исключение транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения его при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), и хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания, либо прекращение движения при помощи блокирующих устройств;
  • при отказе от получения копии постановления по делу об административном правонарушении на месте его совершения копия будет высылаться по почте заказным в течение трех дней со дня вынесения постановления;
  • если должностное лицо назначает наказание на месте и выписывает постановление, а водитель с ним не согласен, составляется протокол об административном правонарушении, который приобщается к вынесенному по делу постановлению;
  • экземпляры постановления по делу об административном правонарушении и материалов, полученных с применением автоматических средств видеофиксации, могут направляться водителю не только по почте в форме копии постановления на бумажном носителе, но и в форме электронного документа, электронной подписью должностного лица, с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг, а также с использованием сотовой связи;
  • должностному лицу, направившему дело на рассмотрение судье, предоставлено право обжаловать в порядке надзора вступившее в законную  силу  решение  по  результатам  рассмотрения жалобы на вынесенное судьей постановление;
  • по истечении срока лишения права управления водительское удостоверение возвращается не только после проверки знания ПДД, но и после уплаты в установленном порядке всех административных штрафов, а по частям 1 и 4 статьи 12.8,  частьи 1 статьи 12.26 и части  3  статьи 12.27  КоАП – после прохождения медицинского   освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством;
  • в случае выявления правонарушения, связанного с управлением транспортным средством лицом, не достигшим возраста шестнадцати лет, производство по делу будет прекращаться только после отстранения такого лица от управления транспортным средством и задержания данного транспортного средства;
  • выдача диагностической карты на транспортное  средство без проведения технического осмотра теперь влечет наложение административного штрафа на  юридических  лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

 

3. Изменения в Правила дорожного движения, вступающие в силу с 29 ноября 2014 года.

  • понятие «пешеходный переход» включает теперь не только участок проезжей части, но и трамвайных путей;
  • водителям запретили обгон на нерегулируемых пешеходных переходах даже при отсутствии на них пешеходов;
  • если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или снизило скорость транспортное средство, теперь другие водители также обязаны остановиться или снизить скорость (раньше они могли продолжать движение убедившись, что перед указанным транспортным средством нет пешеходов);
  • велосипедистам и водителям мопедов запретили пересекать дорогу по пешеходным переходам.

 Видеоурок о том, как самостоятельно проанализировать материалы дела об административном правонарушении на предмет допущенных сотрудниками ГИБДД процессуальных нарушений.

Позволит самостоятельно оценить шансы на прекращение дела и "остаться с правами".

видео

 В соответствии с п. 1.2 Правил дорожного движения РФ дорожно-транспортное происшествие – это событие, возникшее в процессе движения транспортного средства по дороге и с его участием, при котором, в частности, причинен материальный ущерб.

 

В силу п. 2.5 Правил дорожного движения при дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан:

  • немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию;
  • принять меры для оказания первой помощи пострадавшим, вызвать «Скорую» , в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном, а если это невозможно, доставить на своем транспортном средстве в ближайшее лечебное учреждение, и возвратиться к месту происшествия;
  • освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно;
  • сообщить о случившемся в полицию, записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников полиции.

 

Если же он в нарушение ПДД оставил место ДТП, участником которого являлся, согласно части 2 статьи 12.27 КоАП его ждёт лишение права управления на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток.

 

Наказание строгое, но справедливое. К сожалению, не всё здесь однозначно: каждый из нас сам того не ведая может стать нарушителем по этой статье. Что же нужно знать, чтобы этого избежать?

 

1. Для установления виновности водителя необходимо доказать событие дорожно-транспортного происшествия. Другими словами, установить сам факт дорожно-транспортного происшествия.

Согласно ПДД, дорожно-транспортное происшествие – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Отсюда вывод: транспортное средство должно находиться в движении, в результате ДТП должны пострадать люди либо возникнуть материальный ущерб, в том числе – другим транспортным средствам.

Если никаких последствий не возникло – ДТП не было, следовательно, и оставления его места быть не может.

 

2. Далее необходимо доказать, что за рулём автомобиля был именно его собственник. Если его видели свидетели, или имеется запись с камер наблюдения либо видеорегистратора – это облегчает работу сотрудников.

Но бывают случаи, когда одним автомобилем пользуются несколько человек, или он вообще зарегистрирован на юридическое лицо. Здесь ГИБДД нужно будет потрудиться, устанавливая водителя, который стал участником ДТП. Если нет – неустранимые сомнения толкуются в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности.

 

3. Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется прямым умыслом. То есть, он не только должен осознавать, что имело место ДТП (см. выше), но и иметь намерение скрыться в ночи, дабы избежать ответственности за свое нехорошее поведение.

Если же водитель не видел и не слышал факта столкновения автомобилей – в его действиях отсутствует субъективная сторона правонарушения и дело подлежит прекращению.

 

Важно: здесь приведены эти три основных направления защиты по делам подобного рода не для того, чтобы нарушители могли избежать ответственности. Эта информация ничего не стоит без доказательств и грамотного её применения. Цель моя – дать водителям, которые попали в ситуацию, описанную в одном из трёх случаев (ДТП не было, за рулем другой человек, момент ДТП не заметил) надежду на то, что справедливость восторжествует.

 

Ну и напоследок – ответ на вопрос, который мне довольно часто задают: «а если я скажу, что дома маленький ребёнок без присмотра / у соседей снизу вода с потолка текла / любимы кот некормленый, судья меня пожалеет?».

 

Теоретически состояние крайней необходимости является основанием для прекращения производства по делу, в правовой базе я нашёл несколько случаев, когда водитель заявлял о действии в состоянии крайней необходимости и дело было прекращено. Но такие решения выносятся, наверное, в одном случае из ста, когда водитель выбирает такую линию защиты. Крайняя необходимость – оценочная категория, и представить доказательства, обосновывающие позицию, под силу даже не каждому профессиональному юристу.

 

Таким образом, самостоятельно строить позицию на доказывании состояния крайней необходимости я не рекомендую (разумеется, если только не имело место доставление пострадавшего в больницу с последующим возвращением на место ДТП). Результат, скорее всего, разочарует.

 

И да, традиционный совет: обращайтесь к профессионалам (адвокатам и юристам, которые специализируются на таких делах).

 Адвокаты, если очень схематично, бывают двух видов: по соглашению и по назначению. Условно говоря, «платные» и «бесплатные». Хотя второе не совсем верно: если адвокат участвует в следственных действиях или судебном разбирательстве по назначению, расходы на оплату его труда действительно компенсируются за счет средств федерального бюджета. Однако, эти выплаты относятся к процессуальным издержкам, и могут быть взысканы судом с осужденного. Так что «бесплатный» адвокат не совсем «бесплатный».

 

Итак, предположим, что у некоего гражданина возникла необходимость в услугах адвоката. Возникла она в связи с тем, что гражданин (бывает и такое) получил статус подозреваемого в уголовно-процессуальном смысле. Иными словами, в отношении него возбуждено уголовное дело. Ситуация серьёзная: в нашем правовом государстве процент оправдательных приговоров приближается к статистической погрешности, то есть, из подозреваемого легко можно стать осужденным. Надежда одна – адвокат.

 

Защитник, в качестве которого в уголовном судопроизводстве, как правило, выступает адвокат, как следует из статьи 49 УПК, лицо, осуществляющее в установленном порядке защиту прав и интересов подозреваемых и обвиняемых и оказывающее им юридическую помощь при производстве по уголовному делу. Допускается к участию в уголовном деле практически с первых же процессуальных действий в отношении доверителя. В теории. Но на практике первичные действия (именуемые «опросом», «беседой», «допросом в качестве свидетеля… пока») следователи предпочитают проводить без адвоката. Важно запомнить: НИКАКИХ ПОКАЗАНИЙ БЕЗ УЧАСТИЯ ЗАЩИТНИКА! Как там в американских фильмах: «Я не буду разговаривать без своего адвоката»?

 

Далее. Откуда адвокат берётся? Два варианта: либо защитника приглашает сам подозреваемый (обвиняемый) или его родственники (если он, не к нам будь сказано, содержится под стражей), либо его назначает дознаватель (следователь). Во втором случае – это и есть «бесплатный» адвокат.

 

Вот на этом этапе, этапе принятия решения (заключить соглашение или воспользоваться услугами адвоката по назначению), важно не допустить ошибку. Безусловно, качество юридической помощи не должно зависеть от того, работает адвокат по соглашению или по назначению. Думаю, здесь будет уместно процитировать Кодекс профессиональной этики адвоката: «Обязанности адвоката, установленные действующим законодательством, при оказании им юридической помощи бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством, или по назначению органа дознания, органа предварительного следствия или суда не отличаются от обязанностей при оказании юридической помощи за гонорар» (ст. 10 КПЭА). Но это – теория… На практике следователю гораздо легче воздействовать на защитника, которого сам же следователь и назначил (и будет подписывать постановление на оплату), чем на действительно независимого адвоката.

 

Кроме того, бюджет защиты не ограничиваются только гонораром адвоката. Оплаты могут потребовать эксперты и специалисты, за консультацию, чтобы определить целесообразность назначения экспертизы, к примеру. Транспортные и накладные расходы, которые адвокату по соглашению будут оплачены, по назначению возместить затруднительно. А это существенно: можно послать адвокатский запрос и ждать ответа, а можно съездить за пару сотен километров и получить доказательство лично. В результате – защита по соглашению даёт больше шансов на успех в рамках выбранной позиции защиты.

 

А деньги… спросите человека, осужденного к реальному сроку заключения, во сколько тысяч рублей он оценит каждый год «за решёткой»? Сколько он готов заплатить, чтобы ему назначили условное наказание, чтобы остаться на свободе? А возможно, такой шанс был. Если бы он не понадеялся на «бесплатного» адвоката.

 

Воистину: скупой платит дважды.

 Меня постоянно спрашивают по телефону: «Вы автоюрист?». Я обычно отвечаю: «Нет. Лучше. Я – автоадвокат». Почему адвокат лучше, чем «просто юрист», и так ли это – тема сегодняшней статьи.

 

Ну, во-первых, определимся, что есть такое «юрист». Очевидно, это человек с юридическим образованием (не обязательно высшим) и каким-то опытом работы. По крайней мере, хочется в это верить. Хотя ничего не мешает обычному гражданину, не обременённому юридическим образованием, зарегистрировать ООО, назвать его «Самый Лучший Юрист» и оказывать юридические услуги населению (и таких случаев много). Каким будет качество услуг – другой вопрос. Проверить, «попробовать на зуб» юридические услуги до их оказания, к сожалению, невозможно.

 

Кто такой адвокат? Это юрист:

1. Имеющий высшее образование, полученное по аккредитованной образовательной программе, либо ученую степень по юридической специальности.

2. Имеющий стаж работы по юридической специальности не менее двух лет.

3. Не признанный недееспособным или ограниченно дееспособным.

4. Не имеющий непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления.

5. Успешно сдавший квалификационный экзамен в адвокатской палате (445 вопросов по всем отраслям права, от семейного до международного).

Это – требования Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», и любой адвокат им соответствует.

 

Далее. Адвокат имеет значительно больше полномочий по сравнению с «просто юристом», он может самостоятельно собирать доказательства, направлять адвокатские запросы, опрашивать свидетелей. В качестве защитника по уголовному делу допускаются только адвокаты (за некоторым исключением). Наконец, адвокат обязан хранить адвокатскую тайну, к которой относятся любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю.

 

Одним словом, кому как – а мне выбор очевиден. Не хочу обидеть и принизить достоинства своих коллег-юристов (к числу которых относился и сам до получения статуса адвоката), но без рекомендаций друзей и знакомых, которые уже успешно работали с конкретным юристом, лучше всё же обратиться к адвокату. Именно адвокат при прочих равных условиях с большей вероятностью окажет именно квалифицированную юридическую помощь, как и указано в законе «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ».

 С 1 августа 2014 года вступила в силу статья 11.1 Закона «Об ОСАГО», регламентирующая порядок оформления документов о ДТП без участия сотрудников полиции (так называемый «европротокол»). Изменения существенные, хотелось бы остановиться на них подробнее.

 

Первое, что следует знать, прибегая к такому способу оформления ДТП: в результате размер страховой выплаты «за железо» не превысит 50 тысяч рублей (за исключением ДТП на территориях городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Московской области, Ленинградской области). При этом предъявить страховщику дополнительные требования о возмещении вреда, причиненного транспортному средству в результате ДТП, Вы не вправе.

 

Далее. Такое оформление возможно в случае наличия одновременно следующих обстоятельств:

а) ДТП произошло в результате взаимодействия двух транспортных средств, гражданская ответственность владельцев которых застрахована;

б) в результате ДТП вред причинен только этим двум транспортным средствам;

в) у участников ДТП нет разногласий по обстоятельствам ДТП, а также характеру и переченю видимых повреждений транспортных средств, и все обстоятельства зафиксированы в извещении о ДТП, бланк которого заполнен водителями.

 

То есть, ключевым документом является бланк извещения о ДТП, который в двух экземплярах заполняется водителями, причастными к ДТП, и направляется ими в свои страховые компании в течение пяти рабочих дней со дня ДТП. Потерпевший направляет свой экземпляр бланка извещения о ДТП вместе с заявлением о прямом возмещении убытков.

 

Далее, по требованию страховщиков водители обязаны представить свои транспортные средства для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы в течение пяти рабочих дней со дня получения такого требования от страховой компании. Кроме того, водители не должны приступать к ремонту или утилизации транспортных средств до истечения 15 календарных дней (за исключением нерабочих праздничных дней) со дня дорожно-транспортного происшествия без наличия согласия страховой компании в письменной форме.

 

Ну, с новым порядком разобрались, теперь закономерный вопрос: оно нам надо?

 

Я вот, например, навскидку не смогу оценить повреждения. Царапина на крыле, скажем, у «Лексуса» сколько стоит? Казалось бы, в 50 тысяч должны уложиться. Но после того, как я сам видел отчёт независимого оценщика, согласно которому за две помятые кузовные детали (дверь и крыло) BMWX5 насчитано 137 тысяч рублей плюс УТС….. А судебная практика такова: возмещение ущерба, превышающего страховую выплату (в нашем случае – 50 000 рублей), возлагается на причинителя вреда. То есть, ошибся в оценке – плати из своего кармана (если виновник).

 

Второй момент. Отсутствие разногласий по поводу того, кто виноват в ДТП. Если бесспорные случаи и бывают, то нечасто. Можно попробовать выйти на «обоюдку». Но категорично вину признавать я бы в любом случае не советовал. С другой стороны, если второй участник вину признаёт – почему бы и нет?

 

Ну и третий момент – заполнение этого замечательного бланка извещения о ДТП. Приходилось, всю голову изломал, пока заполнил. В условиях стресса, связанного с ДТП, то ещё испытание. А с учётом того, что страховые компании ищёт любой формальный повод для отказа в выплате, совсем тоскливо.

 

Что в итоге можно посоветовать? Оформлять ДТП без вызова сотрудников целесообразно, если по каждому пункту ответ утвердительный:

1. Второй участник согласен на такое оформление и признаёт себя виновным.

2. Повреждения совершенно точно не превышают 50 000 рублей.

3. Вы способны правильно заполнить бланк извещения о ДТП. Как это сделать – можно посмотреть здесь и здесь.

 

Если нет – лучше всё же дождаться ДПС.